Саша Трусова победила на турнире в США: два чистых прыжка из пяти

Первый официальный старт олимпийского сезона прошел для фигуристки с ошибками

Александра Трусова заняла первое место на международном турнире в американском Норвуде. Вылетев в США практически сразу после открытых прокатов в Челябинске, Саша не сочла нужным упрощать произвольную программу. Триумф на турнире U.S. International Classic не сопровождал победу, но первый официальный старт сезона пройден.

Первый официальный старт олимпийского сезона прошел для фигуристки с ошибками

Америка и акклиматизация – слова, которые всегда идут для нас рядом. Первый этап Гран-при у Трусовой пройдет как раз в Америке. Так что участие в турнире в Норвуде было без каких-то оговорок полезным. Накатывать программу надо именно в соревновательных условиях.  

В короткой программе Трусова упала на акселе в три с половиной оборота, официальные соревнования никак не «принимают» этот прыжок от Саши в идеальном исполнении. В произвольной программе Саша - падение с четверного флипа, сделала четверной сальхов, не получился тулуп в четыре оборота, исполнила четверной лутц с недокрутом и касанием льда рукой, в каскаде лутц в четыре оборота сделала, но оказался не докручен тройной сальхов.

Итог двух программ: фигуристка из Южной Кореи Ен Чон Пак уступила Александре четыре бала. Трусова – 216,80 балла, Ен Чон Пак – 212,40. И в произвольной программе Саша выиграла всего 0,72 балла. 

На открытых прокатах в Челябинске, а было это всего неделю назад, Александра показала задачу на сезон: пять четверных прыжков в произвольной программе, аксель в три с половиной в короткой. Челябинск увидел ее «Круэллу» во всей красе и сложности: пять квадов, которые хорошо и элегантно устроились в самой программе, заставившей говорить о себе как о явной удаче олимпийского сезона.

Александра радовалась. Но не забыла сказать, что это всего лишь прокаты, а не старт. Как не забыла и подчеркнуть, что будет этот контент накатывать на стартах. На тренировках пять чистых прыжков ультра-си в одной произвольной программе получались у Саши еще той весной, когда пандемия отменила чемпионат мира.  Прошлый чемпионат мира тоже увидел чистый прокат со всем заявленным, но на тренировке. А на официальном выступлении два четверных прыжка Александра все же потеряла.  

В Челябинске за Сашу было радостно. Ведь выступала спортсменка еще и перед судьями (пусть они и не озвучивали оценки для публики). Но мысль о том, что теперь все выступления сезона пойдут в сравнении с прокатами, тоже появилась. Если есть лучший ориентир – зачем сравнивать с другим? Грешным делом, даже подумалось: лучше бы на прокатах удались не все прыжки. Ведь теперь, если будут ошибки, катание Трусовой будут разбирать на молекулы. Хочется верить, что силы воли у спортсменки хватает и на то, чтобы не «увлекаться» чтением комментариев к своим выступлениям.

Саша, показав разом пять четверных прыжках, сформировала и вопрос, который будет звучать теперь перед каждым турниром: прыгнет или нет все заявленные? И «всего лишь» два или три исполненных будут казаться почти провалом программы.

А самое печальное, что не только казаться: нет прыжков – нет программы, а есть та самая «погоня за элементами», которая умудрилась испортить даже волшебное «Болеро» Камилы Валиевой на открытых прокатах.

Перед Челябинском, кстати, слова Даниила Глейхенгауза, сказанные по поводу другой фигуристки – Алены Косторной, почему-то вызвали споры болельщиков: чего, мол, нападет? Хореограф вспомнил прошлогоднюю программу Алены, поставленную в Академии Плющенко канадкой Ше-Линн Бурн, сказав, что это гениальная постановщица, а если кому-то что-то не понравилось – то вопрос был к Алене. Потому что «любая программа может не смотреться, как она должна, если спортсмен не может ее отработать, если он не в форме, если он опаздывает в музыку, не попадает в акценты, съедает хореографию».

Слова абсолютно справедливые и профессионально честные. И относятся к любому спортсмену. Саша на турнире в Америке тоже изрядно подгрызла свою «Круэллу» ошибками. Испорченные прыжки перекрыли мощное звучание, потерялись акценты.

Глупо задаваться вопросом, остановит ли Сашу победная неудача в Америке (хочется применить именно эту формулировку) в ее стремлении идти к своей цели показать пять прыжков ультра-си в одной программе. Это ее уникальность, ее талант, ее характер. Более того, в Челябинске она говорила о том, что не теряет надежды убедить тренеров: надо вставить в произвольную еще и аксель в три с половиной оборота. Зачем? Таково ее видение себя на льду. Не раз ведь говорила, что только самый сложный набор заставляет ее приводить себя к полной мобилизации.

Да, говорить – одно, «собирать» мобилизацию – иное. Но выходить на лед – Трусовой. Выводить ее туда – тренерам группы Этери Тутберидзе. И все вместе они в ответе за то, что планируют. Все остальные на этом празднике гениальности и упорства – лишь зрители. Конечно, давать «мудрые» советы со стороны очень хочется всегда (и всем). И очевидно только одно: весь сезон советы эти будут метаться по разным полюсам в зависимости от того, что показывает Саша. Удачно выступит – ура, так и надо! Постигнет неудача – зачем она это делает?

Да, прежде всего, делает для себя. Потому что так видит путь вверх. Но еще и вот что: параллельно с выступлением фигуристов на турнире в Америке проходил юниорский этап Гран-при в Красноярске. У одиночниц победила фигуристка «Хрустального» Софья Акатьева. Победила с двумя мировыми рекордами, отобрав их у Камилы Валиевой: получила за произвольную 157,19 балла и 233,08 балла в сумме за две программы.

Произвольная программа Сони – это три четверных и тройной аксель. Каскад четверной тулуп – тройной тулуп, четверной сальхов с касанием рукой льда, четверной тулуп в каскаде во второй половине программы тоже с касанием рукой на приземлении. Соня победе порадовалась, но заявила, что произвольная программа прошла с ошибками, так что она не очень довольна собой. Но теперь можно оттолкнуться от первого выступления в сезоне и двигаться дальше. Акатьева в сложности программы была не одинока – Софья Самоделкина исполнила два сальхова и четверной лутц, Анастасия Зинина – два тулупа.

А еще Акатьева сказала, что программа, которую она выкатывает с прошлого года, с прыжками в четыре оборота – совсем другая, и уже нет ощущения, что исполнение в ней прыжков ультра-си – что-то очень сложное. Более того, после двух выполненных элементов ей хочется прыгнуть еще и еще – появляется азарт. Знакомо, да? Женское фигурное катание нарастает оборотами прыжков. Уже 17-летняя Саша Трусова доказывает, что можно повзрослеть и не потерять четыре оборота.

Соня только начинает свой путь, а этот самый волшебный и прекрасный азарт сложности Саше Трусовой в олимпийский сезон нужен позарез. Речь сейчас даже пока не о самих Играх. Отбор на них будет невероятно жестким, слишком высока конкуренция внутри страны. В Челябинске все уже увидели, какой может быть «Круэлла». Из памяти не сотрешь. Надо повторять. Поэтому вопрос, к чему все эти «эксперименты» с исполнением максимального набора прыжков в четыре оборота, не имеет смысла.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28627 от 20 сентября 2021

Заголовок в газете: Зачем она это делает?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру