…Это было осенью-2019. Саша Трусова провела тогда дебют на официальном взрослом льду, сопроводив его шоком. Четыре заявленных прыжка в четыре оборота для одной программы в женском одиночном катании, три – чистейшим образом исполнены. А потом на разминке перед показательными выступлениями этапа Гран-при Skate Сanada двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю и Саша исполнили параллельный тулуп в четыре оборота. И Ханю потрепал Александру по голове. На пресс-конференции гений льда назовет Сашу особенной фигуристкой и скажет, что хотел бы поучиться у Трусовой и ее одногруппниц умению так легко выполнять сложнейшие элементы.
Прошло два года. На открытых прокатах в Челябинске 17-летняя Александра Трусова прыгнула четверные флип, сальхов, тулуп, лутц, каскад четверной лутц – тройной тулуп. Сделала то, к чему готовилась давно. Восхитила. Ханю исполнял пять четверных прыжков в финале Гран-при –2019 года, еще раньше призер Олимпийских игр Шома Уно – на турнире Lombardia Trophy–2017. А Нэтан Чен впервые прыгнул шесть прыжков в четыре оборота на Олимпийских играх в Корее.
Саша Трусова сама сегодня говорит: рада, что все получилось, желаемое удалось, но это – только прокаты. «Часто на прокатах делаю лучше, чем на соревнованиях. Буду стараться сделать лучше на турнирах». Это – Трусова во всей воинской красе.
Конечно, рекорд Саши шумно влетел в историю. Но слово «рекорд» – все же не из лексики фигурного катания, как бы мы яростно ни старались его туда втолкнуть. Открытые прокаты – это больше про созданные к сезону программы, даже не про их воплощение в середине сентября. И для успеха уникальной Трусовой в сезоне важнее рекорда другое: она и ее тренерский штаб постарались вплести сложнейшие прыжки в программу. И ее «Круэлла» (саундтрек из фильма) – не просто сцепленные этапы подготовки к очередному прыжку.
Даниил Глейхенгауз рассказывает, что сначала показал Саше трейлер со словами: «у тебя такая же прическа была, когда ты катала показательный». (Это, мне кажется, помнят все: еще совсем юная Саша с черно-белыми волосами.) И Трусова тут же нашла пиратскую версию в интернете, посмотрела фильм и подошла к Этери Тутберидзе (которая была еще не в курсе планов) со словами: моя произвольная – «Круэлла». (Такие детали «быта» фигуристов «Хрустального», кстати, заставляют верить и в слова Саши, которые она вновь произнесла в Челябинске по поводу возвращения от Евгения Плющенко к Этери Тутберидзе: «Все-таки мне привычнее выступать у Этери Георгиевны, решила, что так будет лучше, инициатива исходила от меня, я всегда всё решаю сама».)
Хореограф признается, что, выбирая столь не типичную музыку для фигурного катания, все понимали: вызов. Да и вообще: катал ли кто-то из девочек в этом стиле из нескольких кусков чистого рока и вообще смог бы откатать такое, кроме Саши?
Погружение Трусовой в работу изумляет. Потому что его нет. Она реально живет фигурным катанием. К журналистам фигуристка вышла с малюсенькой собачкой на руках. Не в первый раз, но в первый раз с Круэллой –так зовут пуделя, которому полгода. Имя пришло вместе с произвольной программой.
Удивила и порадовала Саша в Челябинске сразу. Если к ее прыжкам в четыре оборота мы все были готовы, то короткая программа «Фрида» – мечта поклонников, желающих увидеть Сашу страстной.
И вот ведь: когда Глейхенгауз нашел музыку, то не знал, а кому именно из фигуристок «Хрустального» под нее ставить программу? Этери Тутберидзе сказала: давай – Саше. Он удивился. И получил ответ: будет либо огонь, как ее волосы (рыжая нынче Саша, кто не знает, говорит: брат – рыжий, всегда хотела такой же цвет волос), либо нет.
Это лучшая программа Саши Трусовой за все годы. История мексиканской художницы Фриды Кало, которая еще в школе отличалась эпатажем? Ее трагедии и страсть? Каждый увидит в программе что-то свое. Но то, что показала Саша в Челябинске, впечатлило.
Александра стала несомненной героиней прокатов в Челябинске. Но это совершенно не означает, что она застолбила за собой лидерство в группе фигуристок, готовых бороться за путевки на Олимпийские игры. В стае неудержимых «Хрустального» – Анна Щербакова, Камила Валиева, Майя Хромых, Дарья Усачева, Алена Косторная, Саша – и феноменальной Елизаветы Туктамышевой. Как шутит Лиза: я – против шести.
Анна Щербакова восстанавливается после травмы, которая «съела» у нее столь необходимое время для подготовки, показала новый образ повелительницы бури в короткой программе и историю «Мастер и Маргарита». Аня выступала без четверных прыжков, но произвольная была исполнена с эмоциями и явным удовольствием. И ответ на вопрос о четверных вполне успокоил: будут на соревнованиях, пока надо было привести себя в форму, от которой можно отталкиваться.
Еще Аня сказала, что в новой произвольной программе видит большой потенциал. «Мне очень нравится то, как получается и то, что должно быть. Особенно – бал вампиров, где мне нужно показать смену настроения, образа».
Камила Валиева в Челябинске безоговорочно покорила короткой программой. Прошлогодний «Шторм» (поставленный на музыку фигуриста Эрика Рэдфорда, возобновившего карьеру в спортивной паре с Ванессой Джеймс), сменила композиция Кирилла Рихтера In Memoriam. Более «взрослая», как считают создатели программы, музыка. Камилу давно уже никто не воспринимает как юниорку, но нынешний сезон – дебютный для нее на взрослом льду. «У меня такой образ – я бегу за бабочкой, ловлю ее и отпускаю, бегу всю программу. Это как мечта: я ее ловлю и отпускаю, когда она исполняется».
В произвольной программе Валиева сохранила знаменитое «Болеро». Но в Челябинске не было привычно удачного проката. «Программа ушла, потому что ты гонялась за элементами», – даже в трансляции были слышны эти слова Этери Тутберидзе у бортика. Сама Камила скажет, что была спокойна на разминке, а потом «захлестнуло», стала себя накручивать. «Надо быть поувереннее: сковываешь движение – получается каша».
Елизавета Туктамышева тоже ошибалась в произвольной программе, но Лиза знает, на что способна – уже пообещала, что на соревнованиях такого не допустит. А программы ей к лицу (короткую поставил Илья Авербух, произвольную – Никита Михайлов), и явно будут еще набирать, подпитываясь эмоциями зала.
К Алене Косторной было приковано особое внимание на прокатах, хотя и вопрос, а кто этим вниманием был обделен, тоже справедлив. Но прошлый сезон Алены, когда не получилось ничего и был пропущен главный старт сезона, перечеркнул ее образ победительницы. А возвращаться в лидеры нужно с серьезными аргументами.
Аргументы в Челябинске показались, но наметками. Тройной аксель в произвольной был исполнен. Правда, впечатления от программы пока не сложилось – ни короткой, ни произвольной. В последней Алена вообще отличилась: «я забыла дорожку шагов, хотела это все исправить, но только хуже получилось». И вновь по горячим следам выступила Тутберидзе: «А зачем ты по-детски смотришь на нас: подскажите? Мы, что тебе: бегущая строка?».
Сама Алена говорит, что старается соответствовать образу взрослого спортсмена: приходить на тренировки осмысленно, четко ставить задачи. «Иногда меня тренеры могут одернуть, сказать: повнимательнее, и в чувства привести могут. Это мне очень помогает». И собирается прыгать три акселя в три с половиной оборота в двух программах.
* * *
Открытые прокаты наполнили эмоциями и размышлениями об олимпийском сезоне. Одиночницы продолжают запутывать ситуацию с борьбой за лидерство. Три пары (на данный момент) готовы вот-вот начать заочную борьбу друг с другом на стартах разного уровня, предшествующих чемпионату России. У каждой есть свои козыри: Евгения Тарасова и Владимир Морозов, Александра Бойкова и Дмитрий Козловский, Анастасия Мишина и Александр Галлямов. Битва тренерских групп Тамары Москвиной и «новеньких» в парном катании из «Хрустального».
Одиночники показывают, что главный девиз на пути к Олимпийским играм – сложность. С ней пока не все в порядке, более готовыми в Челябинске выглядели Александр Самарин, Марк Кондратюк, Евгений Семененко. Но безоговорочного лидера у наших мужчин нет. Кстати, по результатам прокатов отстаивать третью путевку на Олимпийские игры, которую надо подтвердить на турнире в Германии, будет Марк Кондратюк.
Михаил Коляда, как и планировал, поменял обе полюбившиеся всем в прошлом году программы. Хотя «Белый ворон» остается в памяти многих и не дает покоя. Более того, подозреваю, что и не оставит в покое весь сезон. Короткую программу в олимпийском сезоне поставил Илья Авербух – «Карузо» в исполнении Лучано Паваротти. Произвольную программу – Никита Михайлов: на саундтрек из фильма «Список Шиндлера». Как говорит Михаил, решение об отказе от прошлогодних программ принимал тренер Алексей Мишин.
В танцах вопрос с третьей путевкой на Игры будут решать между собой сразу несколько дуэтов: Тиффани Загорски и Джонатан Гурейро, бывшие юниоры Диана Дэвис и Глеб Смолкин, Елизавета Худайбердиева и Егор Базин, Аннабель Морозов и Андрей Багин, Анастасия Скопцова – Кирилл Алешин. Но это, что называется, задел на будущее.
А вот чемпионы мира Виктория Синицина и Никита Кацалапов – это особый уровень. И выходом на лед Челябинска они словно отсекли все предыдущие выступления, которые, и это надо обязательно подчеркнуть, произвели очень хорошее впечатление. Практически каждый из дуэтов заставлял радоваться за выступление. Силы наши танцы набирают, и это очевидно. (Не выступили в Челябинске Александра Степанова и Иван Букин, Саша заболела ангиной, их программы еще только предстоит оценить.)
Танцы открывали программу оба дня прокатов и задавали настроение. Нынешний ритм-танец наших лидеров получился эффектным. Благодарить надо не только Александра Жулина, хореографа Сергея Петухова, но и специалиста по хип-хопу Анастасию Шумкову.
Никита рассказал, что прослушать пришлось «миллион композиций», но то, что выбрали – «кайфово». И главное – поняли, что «от нас хотят, потому что никто сначала не понимал, что за стрит-дэнс нужно исполнять». А эту фразу тренера Жулина – «и Никита хорош, и Вика откуда-то достала такую суперсексуальность» – будут цитировать теперь часто. Но с правдой, как известно, спорить бессмысленно.
Произвольная программа олимпийского сезона у чемпионов мира и Европы родилась под Второй концерт Сергея Рахманинова и вариации на тему Паганини. «Первая часть программы до Паганини – это история нашего пути с Викой», – говорит Никита. И подчеркивает: музыка Рахманинова – это «до мурашек». «Мы сейчас пока не воздушные и не скоростные, потому что начало сезона, но рассчитываем быстро набрать форму».
…Последние слова может сказать любой из членов сборной. Кстати, Лиза Туктамышева, Михаил Коляда и Виктория Синицина с Никитой Кацалаповым очень грамотно уже заявлены на первый этап Кубка России в Сызрани (22-26 сентября).