История, затеянная МОК, развивается. В январе 2016 года МОК разрешил спортсменам-трансгендерам выступать на любых соревнованиях, в том числе Олимпийских играх, без операции по смене пола. Теперь самое простое – притянуть к новой победе трансгендеров (а определить правила участия в соревнованиях – это уже открыть дверь, в которую можно войти) ту самую новозеландку Лорел Хаббард, которая громко готовилась к Олимпийским играм и значительно тише на них провалилась. Тяжелоатлетка-трансгендер не выдержала то ли прессинга, то ли собственного возраста (43 года), то ли – просто веса олимпийской штанги. Но прецедент создала, новые «герои» следующего дня будут.
Лорел была дяденькой, перешла в тетеньки. Гэвин Хаббард сменил пол в 2012 году, в возрасте 34 лет. В 2017 году Лорел Хаббард выиграла серебро чемпионата мира. Кто знает, добейся она все же успеха на Олимпийских играх в Токио, какой была бы реакция коллег на помосте. Во время выступления ее не освистывали, даже подбадривали. Но завоевание медали – другой эмоциональный срез.
А вот канадская футболистка Ребекка Куинн (полузащитник), которая завоевала золото в Токио и выиграла с тетеньками, еще в 2020 году объявила себя мужчиной. Теперь ее называют первым трансгендером-триумфатором, хотя – как играла, так и играет.
Подбираемся к фигурному катанию и вообще конькам. Этим летом Международный союз конькобежцев принял решение заменить слово «дамы» (ladies) на «женщины» (women) во всех подконтрольных дисциплинах – фигурном катании, конькобежном спорте и шорт-треке. Решение было озвучено на онлайн-конгрессе ISU в соответствии с рекомендациями Международного олимпийского комитета (МОК) по вопросам гендерного равенства.
И теперь – продолжение: ISU, а также, видимо, все международные федерации, которые будут принимать подобные критерии, вводят понятие «трансгендер». И документ уточняет, что медицинское вмешательство не является обязательным для этой категории спортсменов.
Переход от осознания себя не женщиной, а мужчиной – практически «бесплатный», никаких проблем. А вот переход наоборот – из мужчин в женщины – должен быть подтвержден определенным уровнем тестостерона. И угрозой: если вдруг «на новом месте» не заладится, то при возникшем желании вернуться в себя прежнего последует пропуск четырех лет в спорте. Так ISU хочет защитить права женщин.
Официально все это звучит так: в фигурном катании, конькобежном спорте и шорт-треке введены критерии допуска трансгендерных спортсменов к соревнованиям. Если переход из мужчин – в женщины, то предстоит проверка тестостерона. Операция по смене пола не требуется. Но трансгендерная спортсменка должна доказать, что в течение 12 месяцев до первого соревнования ее уровень тестостерона не превышал 5 нмоль/л. (Срок может быть и увеличен.) Обратной дороги в течение четырех лет нет. Если обозначенная концентрация будет выше, то ставший фигуристкой, конькобежкой, шорт-трекисткой не сможет состязаться на протяжении года. А ISU оставляет за собой право в любое время тестировать спортсменок на тестостерон.
А вот те спортсменки, которые захотели стать спортсменами, могут соревноваться без дополнительных проверок. И всего-то нужно – написать в ISU заявление: считаю себя мужчиной. А ISU (или любая федерация, а судя по всему, все виды спорта через эту процедуру объявления критериев для участия трансгендеров в стартах пройдут) выдаст сертификат: право состязаться с мужчинами получено. Сертификат получат и те спортсмены, кто хочет соревноваться с женщинами.
Станет ли это явление в спорте массовым? И грозит ли, например, женскому фигурному одиночному катанию? Волноваться, если вообще это уже стоит делать, нужно, скорее конькобежцам и шорт-треку, тем видам, в которых результат предопределяют секунды. А фигурное катание – столь многослойный вид, тут работает не преимущество в мышечной массе или тактика. Поэтому на вопрос, как повлияет появление трансгендеров в фигурном катании на результат, у специалистов преобладает лаконичный ответ: никак.