Помните, как президент МОК сказал еще вчера? «Если вы услышите 23 июля звук падающих камней, то знайте: это груз, облегчивший мое сердце». Падающих камней в этот вечер было, наверное, много. Потому что сердца многих людей болели из-за этих Олимпийских игр. То ли да, то ли нет, опять – да, снова – нет…
А церемония открытия – это уже всё. Олимпийские игры в Токио-2020 входят в историю. И уже завтра начнется самое главное, ради чего и прошла сегодняшняя церемония.
Говорят, горожан попросили не пользоваться в этот день личным транспортом и по возможности покинуть город. Выходные, да еще начинаются каникулы у детей – самое время рвануть на море. А в городе – маски, полицейские и… абсолютная невозможность посмотреть эти долгожданные домашние Игры. Несомненно, им обидно. А нам – за них.
Телевизор, конечно, соревнования покажет. Но ведь увидеть живьем – это история. Вспомните, сколько людей у нас в стране до сих пор вспоминают Москву-80 или Сочи-2014.
Перед подъездом к Олимпийскому стадиону – трогательный ребенок машет нашему проезжающему автобусу. Он стоит даже с каким-то плакатом, им и потряхивает. И очень радостно улыбается. А на выходе из автобуса – уже толпа за ограждением: улыбок нет, агрессии тоже, но что-то назревает. Или уже случилось, а мы попали в перерыв. Потом окажется, что это были протестующие против Олимпийских игр.
И они очень громко кричали во время церемонии. Когда перекричать, казалось бы, невозможно, всё же гремит, акустика сумасшедшая, и звук улетает прямо в небо – потому что крыша у стадиона открытая. А они смогли.
Журналисты оглядывались по сторонам: откуда идут крики? То ли ругается кто-то, то ли вообще – дерется. С четвертого этажа, на котором мы сидели, хорошо было видно, если выйти в коридор, что делается внизу. Толпа, которая была за ограждением, начала более активные действия. Не зря, пока мы проходили необходимый досмотр: температура, аккредитация, сумки, полицейские шмыгали туда-сюда с овчарками.
Волонтеры сказали: они кричат, потому что требуют отдать олимпийские деньги медицине, которая нуждается в них во время пандемии. «Отмените Олимпиаду!» или «Бах должен уйти!» выкрикивали с разных сторон и используя рупоры.
Я вот теперь думаю: а может, мальчонка – тоже протестовал? Олимпиада в Японии должна стать символом единства, она же – разъединяет.
Кстати, вот парадокс – весь зал пустой, а места нам достались – так себе, распорядители усадили всех в специально отведенных зонах. Нет, видно было, конечно. Но мелко. А это всегда съедает часть задумок. Правда, судя по всему, надо было радоваться, что вообще мы там сидели. Давали приглашения не всем.
Так, говорят, будет и с билетами на финалы топовых стартов. Хотя – фигня какая-то: во-первых, топ для каждого свой, а во-вторых, кому, как не журналистам, поддержать спортсменов при пустых трибунах?
Церемония открытия до выхода спортсменов с флагами и знаменосцами, не скрою, вызвала у меня щемящее чувство. Накатило огромное сочувствие к стране-хозяйке. Надо же было так попасть! И эти пустые трибуны просто били по глазам. Так не бывает на Олимпийских Играх, так не должно быть. Отделаться от этого настроения было сложно.
Но так есть, и никуда не деться. Команды выходили и радовались, потом – буквально укладывались на земле, чтобы не стоять в долгом ожидании, а поберечь ноги. Это было понятно, и спортсменов тоже было жаль – им еще только начинать выступление, а они тут стоят, переминаясь с ноги на ногу, час стоят, второй… Ляжешь, даже если не захочешь. Но с парадом открытия это тоже как-то не очень вязалось. Скорее – с закрытием, когда все танцуют и поют, сбрасывают с себя груз прожитых олимпийских дней и радуются, что сделали это: участвовали в Олимпийских играх – кто как смог.
Я не буду оценивать сценарий – во-первых, половину на трибунах мы все же не очень поняли. Во-вторых, вокруг церемонии открытия ходило так много всяких разговоров, что эта информация все время болталась в сознании. Режиссер церемонии открытия Кентаро Кобаяси ушел, не дождавшись открытия, потому что вдруг появилось видео из 1998 года, где он в комедийном скетче высмеивал холокост. А до этого в отставку ушел композитор Игр Кэйго Оямада – он в 1994 году рассказывал в интервью, как издевался над одноклассниками с ограниченными возможностями. Обычно всплывает «вовремя» то, что кому-то надо. Кому надо было бросать тень на церемонию открытия этих многострадальных Игр – вопрос.
ХХХ
Во второй части все же настроение стало меняться: сначала прошло представление пиктограмм 50 видов спорта. Это было нечто! Несколько человек складывали себя и изгибали, и один в один копировали рисунки, которые родились-то как раз в Японии, в Токио-1964. Кстати, в начале церемонии прямо на арене были сделаны деревянные кольца – из деревьев, которые участники тех Игр как раз и посадили.
Шоу дронов, песня Imagine Джона Леннона и Йоко Оно, которую исполнили певцы разных стран, это легло уже на эмоции, которые разогрелись и все же стартанули еще вместе с выходом стран.
Да, наши в олимпийском городе были без флага страны, который хотелось бы видеть. Не услышим мы и гимн. Но наши – не нейтральные. Знаменосцы Софья Великая и Максим Михайлов вынесли флаг ОКР (ROC), на котором есть элементы нашего триколора. Если бы мы выступали под нейтральным флагом – это было бы белое полотнище с пятью олимпийскими кольцами. Под таким будет выступать команда беженцев.
О том, как будет жить спорт России дальше – не стоит рассуждать во время церемонии открытия Олимпийских игр. Главное – не забыть всегда об этом помнить. Может, и витиевато сказано, но точно.
ХХХ
…Огонь вспыхнул. Сделать это поручили победительнице четырех турниров «Большого шлема», теннисистка Наоми Осака справилась красиво. И сказала, что это величайшее спортивное достижение в ее жизни.
Выход со стадиона затянулся на длительное время. Сначала нас попросили присесть в пресс-центре – дорога к автобусам была забита. Социальная дистанция в Токио для нас – это миф. После отсидки в пресс-центре все равно ввязались в очередь, которая петляла и разговаривала на разных языках.
В автобусе – картина на загляденье: каждый сидел и рассматривал отснятые на телефон кадры церемонии открытия Токио-2020. А потом был еще и другой автобус, прямых дорог в Токио нет. Нам повезло, мы на него успели. А менее удачливые коллеги уже стучались в телефон с вопросом: кто знает, где можно переночевать в пресс-центре, автобусы до отеля неожиданно закончились.
Кстати, наш последний был указан в расписании отеля с необычным временем: 25 часов 50 минут. Да, все так – это без десяти два ночи. Представляете, что делают Олимпийские игры? Невозможное: растягивают время.
Пламя Олимпийских игр уже бьется в сердце Токио. И это значит, что обратного пути у Олимпийских игр нет. А вот обратный отсчет пошел. Завтра Токио-2020 разыграет уже первые одиннадцать золотых медалей.