— Как вы оказались в Индии, где еще не ступала нога российского специалиста?
— Действительно, написали, что я первый русский в индийском футболе. Даже если брать союзные еще времена. В другие азиатские страны наши тренеры получали назначения, а вот сюда ни разу. Получилось так, что я заканчивал работать в Македонии, когда из Турции раздался звонок одного агента. Сказал, что имеет на руках мое резюме и готов предложить такой вариант. Несколько раз общался по видеосвязи с руководителями «Мохаммедана». Убедили, что проект серьезный, изложили свою позицию, я рассказал о собственном видении. После третьего или четвертого сеанса переговоров договорились о контракте по системе 1+2.
— «Мохаммедан» — твердый середняк второго по силе индийского дивизиона. Работы непочатый край?
— Здесь несколько другая система соревнований. Есть закрытая суперлига, созданная банкирами, откуда никто не вылетает. И есть наша Ай-лига, победитель которой тоже получает место в Лиге чемпионов. В общем, два равных по ранжиру дивизиона, только тот побогаче. Чемпион нашего дивизиона может, по желанию, получить место в другом. Но обычно туда никто не рвется.
— Какие задачи перед клубом на предстоящий сезон?
— Прозвучал тезис о создании боеспособной команды и в перспективе борьбе за место в Лиге чемпионов. Но я-то не первый день в футболе и понимаю, что результата будут ждать здесь и сейчас. Поэтому серьезно занимаемся поиском, подбором футболистов, как индийских, так и зарубежных.
— Мы совсем ничего не знаем об индийском футболе. Какой к нему интерес в одной из самых густонаселенных стран мира, какие деньги в него вкладываются?
— До пандемии все стадионы были заполнены. При минимальной вместимости 25 тысяч зрителей. А есть и по 85, в таких больших городах, как наша Калькутта. За хорошие деньги сюда приезжали известные футболисты, порой всего на 4–5 матчей. Но в связи с известной ситуацией сейчас возможностей стало меньше, объем финансирования тоже снижен. Но «Мохаммедана» это не касается.
— В целом насколько бюджет Ай-лиги уступает нашей РПЛ?
— Если отбросить первые команды, то он сопоставим. На уровне «Ростова» или «Рубина», так скажем.
— До этого вы работали в Саудовской Аравии и Кувейте. Тянет на экзотику?
— Конечно, лучше работать там, где говоришь на родном языке, то есть в своей стране. Но пока таких предложений не было, выбираем из того, что есть. Предложили солидные условия, грех отказываться. Хотя получи предложение из Европы, мог бы пойти на уступки.
— Везде на английском изъясняетесь?
— Да, кроме балканских стран. Там можно и по-русски.
— К чемпионату Европы. Все удается посмотреть?
— Да, только второй тайм матча Дания — Финляндия пропустил.
— Кто произвел пока самое сильное впечатление?
— Италия. Несмотря на то что испанский и английский чемпионаты считаются более сильными, серия «А» тоже не стоит на месте. Итальянцы сохранили свои фирменные козыри — отменную дисциплину и хорошую игру в обороне. При этом добавили вариативность в атаке. Если раньше порой они выглядели зажатыми, излишне схематичными, то теперь действуют более расковано. Манчини раскрепостил ребят, сказался и его опыт работы в Англии. А по именам, согласен, команда совсем не звездная.
— То же можно сказать и о Голландии. Но свои три она все-таки забила...
— ...и два пропустила. Пока не совсем понимаю этого тренера, Де Бура. Провалился в Италии, провалился в Англии, здесь тоже какие-то сомнительные решения принимает. В атаке будут выглядеть прилично, но сзади проблемы. Так и не понял, зачем он поменял с Украиной двух защитников. Решил, что дело уже сделано? Странно.
— Англия показалась самой быстрой на этом турнире. Согласны?
— Да, собраны лучшие игроки Премьер-лиги, молодые, задорные. Думаю, команда будет прибавлять по ходу турнира и мы увидим еще более качественную игру в ее исполнении.
— В чем был шанс России с Бельгией и в чем он, что куда важнее, теперь?
— Шанс был, разумеется, в строгой игре от обороны. Как это было на чемпионате мира с испанцами. Тогда наступили на горло собственной песне и пренебрегли призывами играть в открытый футбол. Контратаки, стандарты — это наш шанс с такими соперниками. Против финнов, понятно, будет другая игра. С нашим позиционным перевесом, но необходимы нестандартные действия. Одними забросами на Дзюбу и финнов не обыграть.
— Согласны с кадровым выбором Черчесова?
— Всегда говорю, что на этот вопрос правильно не ответит ни один человек, находящийся за пределами тренировочного процесса. Кто видит игроков каждый день, тот знает наверняка. Тренер себе не враг. К тому же есть медицинские показания, физиологические и прочие.
— Какие изменения предвидите?
— Опять-таки сложно говорить. Возможно, Кудряшов уже будет готов сыграть. Я бы в первую очередь задумался о вратарской позиции.
— После 0:3 трех очков для выхода вряд ли хватит...
— При такой разнице нужны четыре очка. Обыгрывать финнов и играть хотя бы вничью с датчанами.
— По сравнению с вашими временами состав финального турнира раздули в три раза, да еще и с третьего места можно попасть в плей-офф. Вам такой формат по душе?
— Когда вспоминают прошлое, часто говорят: то было давно, футбол изменился, надо самим совершенствоваться. Но тот чемпионат Европы многими считался более сильным, чем первенство мира. А сейчас сюда попадают такие сборные, которые никак не повышают конкурентоспособность турнира. Интереснее, увы, не становится.