— Александр Викторович, как оцените игру нашей сборной в первых 4 матчах?
— Нормально, даже хорошо. Сейчас многое меняется, а мы по объективным причинам не можем привезти на мировое первенство команду, которую были в силах собрать еще 3–4 года назад. В первую очередь это связано с проблемой приезда в сборную игроков из НХЛ. Но команда у нас хорошая, что ребята продемонстрировали в недавней встрече с датчанами. И Александр Самонов отыграл в воротах отлично, и остальные хоккеисты продемонстрировали уверенность в собственных силах. Впереди у нас 2 ключевые игры — со Швейцарией и Швецией, они-то и дадут более детальный ответ о степени готовности наших ребят.
Жду и кадрового усиления команды. Из НХЛ приехали Владимир Тарасенко и Дмитрий Орлов, которые, после того как выдержат карантин, несомненно, помогут. Большие надежды связываю с возвращением в строй получившего повреждение Михаила Григоренко, а он способен добавить креатива в действия нашей команды на льду.
— В матче с Данией наши хоккеисты проиграли больше половины вбрасываний. Стоит обращать внимание на подобные моменты?
— Надо смотреть в первую очередь на игру, а вбрасывания вбрасываниями. Есть у нас центральный нападающий Артем Швец-Роговой, который не очень уверенно чувствует себя на точке вбрасывания. Значит, найдут другого, который будет бороться за шайбу в этих моментах. Хочу отметить в первую очередь именно спокойствие и уверенность наших хоккеистов в матче с датчанами, а ведь это был довольно непростой с психологической точки зрения момент после поражения от словаков. Играли на хороших скоростях, контролировали ход матча, а игроки сборной Дании имели пару слабеньких моментов для взятия наших ворот, и все. Видно, что наши ребята, после того как дали слабину в игре со словаками и не выложились полностью, на этот раз почувствовали веру в самих себя.
— За явным преимуществом россияне победили разве что Великобританию, уровень которой на фоне нашей команды выглядел уж больно низким. Нужны ли такие слабые команды на ЧМ и на пользу ли большим сборным такие разгрузочные встречи?
— Если преследовать цель позволить слабым командам набрать хоть какие-то очки или повысить личные статистические показатели, то смысл есть, но со спортивной точки зрения 14 команд в финальной стадии чемпионата мира по хоккею — объективный необходимый максимум. Так что как минимум пару команд из элитного дивизиона ИИХФ я бы убрал. Присутствие записных аутсайдеров на мировом первенстве не способствует развитию хоккея. Эти слабые команды только делают вид, что играют. Мне доводилось бывать в Англии, и я имею понятие, что из себя представляет их хоккей. Играют, в основном, одни студенты, даже из низших американских лиг практически никого нет. На льду полно грязи. Что или кого мы развиваем, приглашая на ЧМ Великобританию? Да, бывают сенсации вроде поражения белорусов от британцев, но это лишь эпизодические вспышки. В данном случае сборная Беларуси решила, что объедет соперника на одном коньке и может позволить сыграть себе не в полную силу. Вот и поплатилась. Но сильнее ни сборная Великобритании, ни мировой хоккей от этого результата не стали.
— Результаты вроде победы Великобритании над Белоруссией, ставшей первой для британцев на ЧМ за 59 лет, или казахов над недавними финалистами ОИ — немцами о чем говорят? О снижении уровня игры лидеров или росте аутсайдеров?
— Когда играешь на столь крупном турнире с серьезными соперниками, нет времени на расслабление. Ты все время находишься в тонусе, стараешься действовать на пределе. А после встреч со слабыми командами, в которых у тебя все получается и так легко дается на льду, определенная расслабленность неизбежна. Да и дополнительные матчи в календаре мирового первенства совсем не нужны. У тебя 7 матчей на предварительном этапе и, если все пойдет по плану, еще 3 встречи в плей-офф. За столь короткий временной отрезок провести такое количество матчей по силам не каждому организму. Так что ни количественно, ни качественно дополнительные матчи на ЧМ ведущим сборным не нужны.
— Если бы предварительный этап завершился уже сейчас (конференция в «МК» прошла в четверг в первой половине дня), то в плей-офф не попали бы канадцы, американцы, чехи, шведы. Эти команды пока откровенно валяют дурака и прибавят позже или их болельщикам есть за что беспокоиться?
— Да они всегда так играют, набирая форму ближе к плей-офф. Это у нас после первого же поражения сборную могут смешать с грязью. И в футболе такая картина, и в хоккее, и не только в спорте. Канадцы всегда на старте крупных турниров успевают и проиграть, и выиграть, а потом, не впадая в истерику, сделать правильные выводы и внести изменения в игру. И американцы действуют в схожей манере. Зато когда эти команды потом выходят в финальную пульку, игра и настрой у них уже на максимальном уровне. И финны, и шведы работают на больших турнирах в схожей манере.
— Кого бы могли отметить в составе сборной России по результатам 4 матчей?
— Выделю голкипера Александра Самонова, прилично выглядящего в воротах. Отлично выглядит Дмитрий Воронков, не записавший на свой счет результативных действий лишь в матче со Словакией. Он еще совсем молодой парень, но талант виден невооруженным глазом. Уверен, что у него большое будущее в хоккее. Что касается остальных хоккеистов, то в большинстве своем все ребята играют на своем уровне, так, как от них и ждали. Некоторым хорошо бы прибавить, но на данном этапе все складывается нормально.
— Как вам игра россиян в обороне, где у нас теперь аж 6 защитников из НХЛ?
— Нареканий к оборонительным действиям нет, хорошо играют защитники. Но у нас есть одна старая болезнь, с которой никак не удается справиться. Как только получаем преимущество в счете хотя бы в одну шайбу, сразу начинаем действовать на удержание, предоставляя при этом слишком много свободы для защитников соперника. Если это такая тактика у нас, то мне она не нравится. Это в нашей сборной нет игроков обороны, способных прошить броском всю защиту, а практически в каждой команде такие есть. И мы раз за разом предоставляем слишком много свободы сопернику, особенно на последних минутах. Надо мешать противнику, ловить его на контратаках, но точно не становиться на линии своих ворот всеми силами.
— Встреча с чехами стала лучшей иллюстрацией к вашим словам. А какая элегантная передача соперника привела ко второму взятию наших ворот!
— Да что там вторая шайба. Непозволительно всей командой стоять на линии своих ворот и отбиваться. Наши ребята способны на большее, а подобные осторожные варианты рано или поздно обязательно приведут к неприятностям, которые хотелось бы исключить в Риге.
— Наибольшее беспокойство перед стартом ЧМ вызывала вратарская позиция. Как вам игра голкиперов?
— Самонов хорошо смотрится. Поглядим, что будет дальше, ведь с каждым матчем степень ответственности игроков будет только возрастать. Пусть Александр уже имеет опыт выступления на Евротуре, чемпионат мира — турнир принципиально иного уровня. Ему требуется поддержка, которую он получает во время игры от защитников.
— Защитник Дмитрий Орлов и нападающий Владимир Тарасенко станут нашим подкреплением из НХЛ. Как вам такое усиление? Может, все же стоило пригласить вратаря?
— Так не отпустили, никто из вратарей не освободился. Что касается Тарасенко, то он полгода не играл, сейчас должен быть свежим. Игрок он интересный, классный, способный приносить пользу команде. А Орлов и в «Вашингтоне», и в сборной всегда высоко держит планку возможностей и притязаний, так что за него я спокоен.
— Нет впечатления, что в нашей сборной не хватает «дядьки», ярко выраженного лидера, которым мог бы стать, скажем, Илья Ковальчук?
— Не вижу здесь проблемы, хотя хотелось бы, чтобы прибавил наш капитан Антон Слепышев. Он старается, отдается игре и борьбе, но пока все же не демонстрирует того, чего от него ждут. Антон точно способен на большее. Умение передавать лидерские функции от игрока к игроку традиционно являлось отличительной чертой нашей хоккейной школы, но в игре Слепышева хочется видеть больше стабильности.
— Нашим следующим соперником в Риге станет сборная Швейцарии, проигравшая во вторник шведам — 0:7.
— Шведам отступать было уже некуда, за ними Стокгольм и перспектива остаться без плей-офф. Вот и продемонстрировала команда Юхана Гарпенлева все свои лучшие качества, сыграв на пределе возможностей. Да и реализация голевых моментов у шведов была в этом матче на высочайшем уровне. Швейцария — очень опасный соперник. Даже в крупно проигранном ими матче со шведами были хорошие моменты, выходы один в один, опасные броски.
Уверен, что недооценки соперника со стороны наших ребят не будет, но матч предстоит очень тяжелый. У швейцарцев хорошее катание, они отменно готовы физически, но не очень сильны в индивидуальных действиях. На этом шведы их и поймали, разбив командную игру и втянув в персональную.
— Для опытнейшего Валерия Брагина этот чемпионат мира первый в тренерской карьере на взрослом уровне. Может ли это стать проблемой в ключевых моментах?
— Это маловероятно. Брагин умеет настраивать игроков, вовремя сказать хоккеистам правильные слова. Он работал практически со всеми сборниками на разных уровнях, так что не вижу причин для волнений за тренерский штаб. Ребята доверяют главному тренеру, в команде хороший микроклимат, а это в спорте один из главных залогов успеха.
— С каким из соперников, игру которого вы уже видели в Риге, вам бы не хотелось встретиться на льду максимально долго? Кто главный фаворит ЧМ помимо россиян?
— А какая разница, с кем встречаться, если ты нацелен на конечную победу и уверен в своих силах? Если выбиваешь сильного соперника, то уже не встретишься с ним, дальше тебе будет легче.
— Отсутствие зрителей на рижских трибунах и сопутствующие меры безопасности крайне негативно сказываются на праздничной атмосфере, привычной для мирового первенства. Тяжело ребятам играть в такой обстановке или это десятый вопрос, не требующий особого внимания?
— Все команды и игроки находятся в одинаковых условиях, так что нет никакого смысла рассуждать на эту тему. Да, если бы матчи проходили и в Белоруссии, а на трибунах была бы публика, то, конечно, было бы лучше. Но политические моменты сделали проведение ЧМ в Минске невозможным. А латыши — редиски. То, как они поступают с флагами, — негодяйство и подлость. Меня это задевает. В одной российской телевизионной передаче рассказывали, как наши флаги висят в Латвии везде: и в гостиницах, и на стадионах. Но, позвольте, вы что, не можете отличить российский триколор от флага Олимпийского комитета России? Конечно, подобные вопросы не остаются незамеченными не только мной, но и игроками. Но это их только злит, что может стать определенным плюсом при подготовке к решающим матчам.
— После швейцарцев играть со сборными Швеции и Белоруссии. Удастся россиянам занять первое место в группе и насколько это вообще важно?
— На турнире не видно команд, которые были бы на голову сильнее остальных, как канадцы или американцы на некоторых турнирах. Пытаться выбрать себе соперника в плей-офф — не самый правильный путь. Подстраиваясь под будущего соперника, стараясь попасть на него, ты уже проигрываешь, ведь готовность к подобного рода компромиссам не делает тебя сильнее и сбивает с правильного психологического настроя.