Как схлопывался проект
Двое суток, прошедшие с момента объявления о создании Суперлиги и до приостановления (возможно, надолго, а в этом виде, может, и навсегда — кто знает), стали одними из самых горячих и насыщенных в футбольной Европе в XXI веке. Они вместили в себя огненные интервью хулителей проекта с обвинениями во лжи. Президент УЕФА Александер Чеферин даже назвал отцов-основателей «змеями», потому что они только что одобрительно кивали в адрес нового формата Лиги чемпионов, ожидающегося с 2024 года, а потом вдруг объявили себя сепаратистами.
Эти 48 часов вместили в себя также массовую недовольную реакцию остальных футбольных клубов, не вошедших в число избранных. 14 оставшихся клубов Английской премьер-лиги голосовали за то, «чтобы принять все возможные меры для предотвращения развития этого проекта». Футболисты этих английских клубов выходили на тренировки и разминки в футболках со словами протеста. Фанаты устраивали массовые акции, не соглашаясь с решениями руководства из любимых клубов.
Самой резонансной была акция фанатов «Челси», которые перекрыли доступ к «Стэмфорд Бридж» автобусу с командой, которая через несколько часов должна была сыграть там с «Брайтоном». Их было больше тысячи, и урезонивать болельщиков вышел легенда клуба Петр Чех. Они не расходились, пока не услышали, что владелец «синих» Роман Абрамович принял решение покинуть проект.
То, что было дальше, напоминает считалочку, взятую Агатой Кристи за основу для своего самого продаваемого романа. Название его сейчас произносить неполиткорректно.
Первым официально о выходе «из группы, разрабатывающей проект Суперлиги», объявил «Манчестер Сити», и президент УЕФА молниеносно приветствовал их «обратно в футбольной семье». Через несколько часов в новом проекте не осталось ни одного английского клуба (а «Челси», кстати, до официалки добрался самым последним).
Владелец «Ливерпуля» Джон Генри даже извинился перед болельщиками, футболистами и главным тренером Юргеном Клоппом. Кстати, ни Клопп, ни игроки, как сообщается, ничего о планах руководства не знали. И вся команда во главе с капитаном Джорданом Хендерсоном опубликовала в соцсетях одинаковые послания: «Нам эта идея не нравится, это наше коллективное мнение, и наша преданность клубу и болельщикам абсолютна и безусловна». Позднее извинился и «Арсенал», признавший, что «они совершили ошибку».
Когда шесть английских клубов отвалились, стало ясно, что никакой Суперлиги не получится. Уже в среду днем суперколлектив лишился «Интера», «Милана», «Атлетико»... И никого не стало. Вернее, формально там остались «Ювентус», «Барселона» и «Реал». Но Андреа Аньелли, президент «Юве» и несостоявшийся вице-президент Суперлиги, уже грустно подтвердил, что без всех этих клубов ничего не получится и проект можно считать приостановленным, за чем последовало официальное заявление, в котором, правда, говорилось, что организаторы убеждены в законности и правильности своих идей. Также дали понять, что приостановлена — не значит, что забыта навсегда.
Решает Англия
Именно англичане, родоначальники и футбольные законодатели, не дали этой идее поднять голову. Начиная от простых фанатов, которые подчас тратят последнее на поход на футбол (в АПЛ очень дорогие билеты и абонементы!), до премьер-министра страны Бориса Джонсона — все выступили единым фронтом, и все были против. Но почему?
«Футбол — это такая же часть нашего национального наследия, как наши галереи, музеи, театры, соборы, и мы, как правительство, сделаем все возможное, чтобы защитить его», — цитирует The Guardian министра культуры, СМИ и спорта Оливера Доудена.
В стране и так царит недовольство, потому что три из этих шести клубов-мятежников («Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал») принадлежат американским инвесторам, «Манчестер Сити» — арабским шейхам, «Челси» — российскому олигарху. А новая лига должна была финансироваться американским банком, да еще и существовать по американской модели. Допустить еще больший отход от традиций на Туманном Альбионе пока не готовы.
Что организаторы не просчитали?
Сейчас это выглядит как не до конца продуманный проект. Основатели наверняка ждали отпора от УЕФА, что логично, потому что уходя топ-клубы уносили с собой мешки с деньгами. 51% своего дохода (2,37 млрд долларов) УЕФА получил, согласно последнему отчету за 2018/2019 годы, от продажи прав на телетрансляции, а никто не будет покупать трансляции без этих 12 (а в перспективе 15) суперклубов. Но, похоже, никто не ожидал, что отпор дадут все, вплоть до легенд футбола, причем отпор яростный.
Кроме того, «Бавария», «Боруссия» и ПСЖ «подсуропили». Предполагалось, что они тоже станут «отцами-основателями», но их отказ ударил очень сильно, и все сразу стали задаваться вопросом: а почему три сильнейших клуба отказываются?
Еще у проекта «Суперлига» был плохой пиар. Мы услышали только, что Суперлига это хорошо, она даст толчок к развитию и так далее. А почему хорошо? Да, мы поняли, что клубы будут больше зарабатывать больше и что они обещают «солидарные выплаты» в размере чуть ли не 10 млрд долларов. Но почему еще это может быть хорошо и привлекательно? Потому что зрители хотят чаще видеть, как «Манчестер Юнайтед» борется с «Ювентусом»? Болельщики очень наглядно продемонстрировали свое мнение на этот счет.
И почему оказалось, что футболисты и тренеры этих клубов не в курсе происходящего? Им показали, что они — наемная рабочая сила.
А УЕФА и ФИФА продемонстрировали свое влияние, включили все рычаги, чтобы привлечь на свою сторону не только футбольную общественность, но и политиков и правительственные структуры. Это был уже слишком мощный каток, сопротивляться которому было сложно.
Что теперь будет?
Последствия уже есть. Сообщается, что акции «Манчестер Юнайтед» и «Ювентуса» рухнули. Потеряли в цене на 2,2% и американские инвесторы Суперлиги.
А футбольные федерации, сообщает Gazzetta dello Sport, собираются внятнее зафиксировать на бумаге обязательства клубов играть в соревнованиях под эгидой УЕФА.
Футбольные менеджеры типа Андреа Аньелли и Флорентино Переса сильно подмочили свою репутацию, и им придется как-то компенсировать эти потери. Исполнительный директор «МанЮнайтед» Эд Вудворд и вовсе лишится работы в конце сезона.
При этом, как сообщает The Telegraph, отколовшиеся клубы еще могут столкнуться с юридическими санкциями, потому что непонятно, как был оформлен их выход из Суперлиги.
Но положительный эффект тоже есть. Как опять же сообщает Gazzetta dello Sport, УЕФА может ускорить процесс реформирования Лиги чемпионов и дать ему старт раньше 2024 года.