Павел Буре: «Впервые в жизни отмечу день рождения с семьей»

Интервью легендарной Русской Ракеты накануне 50-летия

В последний мартовский день отмечает свой 50-летний юбилей легендарная Русская Ракета Павел Буре. Один из самых одаренных хоккеистов своего поколения, обладатель множества рекордов, партнер по звену в Ночной хоккейной лиге Владимира Путина и сейчас продолжает работать на благо отечественного хоккея. Именно его кандидатура на отчетно-выборной конференции Международной федерации хоккея в сентябре будет выдвинута Федерацией хоккея России на пост в Совете ИИХФ. Накануне юбилея Павел Владимирович ответил на вопросы «МК».

Интервью легендарной Русской Ракеты накануне 50-летия

«Впервые в жизни отмечу день рождения с семьей»

— Павел Владимирович, куда отправились праздновать юбилей?

— Я не в России. Пышных торжеств не планирую, отметим в узком семейном кругу. Да, круглая дата, 50 лет, но я с детства спокойно относился к своим дням рождения, которые, так получилось, практически не отмечал. Когда учился в школе, 31 марта приходилось на последние дни каникул, и в это время постоянно уезжал на какие-то турниры.

— Неужели в этот раз не хотелось под такую красивую цифру устроить масштабные гуляния, провести какой-нибудь турнир?

— Я столько уже провел разных мероприятий и турниров, что не счесть, а вот с семьей отмечать не доводилось. Это действительно будет первый раз в моей жизни, когда я отмечу день рождения в кругу семьи.

— Уже знаете, какие подарки готовят вам близкие, или им удалось сохранить это в тайне?

— Спокойно отношусь к подаркам. Самое главное — это общение. Очень рад, что соберемся все вместе.

— 50 лет — серьезный возраст, к которому вы многого достигли. В вашей жизни есть мечта, глобальная цель, которой хотелось бы добиться?

— Самой большой мечтой в моей жизни было попасть в команду мастеров ЦСКА в 16 лет, и я этого добился. А если говорить о дне сегодняшнем, то не хочу произносить высокопарных слов о мире во всем мире и о том, чтобы все были здоровы. Это само собой разумеющиеся вещи.

— Можно ли сказать, что момент, когда вы в 16 лет попали в первую команду ЦСКА, стал самым счастливым в жизни?

— Одним из них точно. Было много интересных и счастливых моментов: первый гол, первая игра в НХЛ, 60-й гол в НХЛ, рекорды. Если же говорить о жизни в целом, то самые памятные и счастливые события — рождение детей.

— Есть ли у вас дома зал собственной славы или хотя бы полочка, на которой храните свои награды? Или все трофеи пылятся на антресоли?

— Именно на антресоли. Помню, когда жена впервые пришла ко мне домой, то удивилась: «Ты же хоккеем вроде занимался. А где же все кубки и медали?» Но я спокойно к этому относился, никакого домашнего музея никогда и не было. Что-то у мамы хранится, что-то у меня, но отдельного помещения или места для этого точно нет.

— 15 лет назад перед поездкой на ОИ-2006, куда вы отправились в роли менеджера сборной, вы приходили на прямую линию в «МК». Прекрасно помню, что подавляющее большинство дозвонившихся были мечтавшими с вами познакомиться девушками. Звонила даже бабушка, которая хотела свести вас со своей внучкой. До сих пор нет отбоя от представительниц прекрасного пола?

— Совершенно об этом не думаю, ведь примерно с тех пор живу совсем другой жизнью. Я семейный человек, у меня трое детей.

— Но прогуляться по улице, оставшись незамеченным, вам все еще сложно. Не надоело постоянное внимание окружающих, преследующее вас вот уже больше 30 лет?

— Когда я играл за ЦСКА и сборную СССР, правила общения с болельщиками были свои, но как только приехал в НХЛ, мне сразу объяснили, что играем мы для любителей хоккея, которых я должен уважать и уделять им время. Когда просят сфотографироваться или расписаться — не отказываю.

5 рекордных шайб в Нагано

— В истории навсегда останутся ваши 5 шайб в полуфинальной встрече с финнами на Олимпиаде-1998 в японском Нагано. Часто вспоминаете тот матч или последовавшее за ним поражение в финале от чехов (0:1), в составе которых блистал бравший все шайбы Доминик Гашек, заставило задвинуть эту историю на задворки памяти?

— Гашек на том турнире брал не все. Буквально за несколько дней до финала мы обыграли Чехию в группе со счетом 2:1, а мой брат забил один из голов. К тому же мы отомстили чехам и Гашеку на следующей Олимпиаде в 2002-м, обыграв их в четвертьфинале (1:0). Так что не стоит называть Доминика непробиваемым. В финале в Нагано где-то повезло соперникам, а где-то не повезло нам. Да и в случае с 5 шайбами финнам не обошлось без везения, к тому же мне помогала вся команда. Осталось много хороших воспоминаний после ОИ-1998: и полуфинал с Финляндией, и атмосфера, которая царила в нашей команде.

— Можно ли назвать тот финал в Нагано самым болезненным поражением в карьере? Или все же финал Кубка Стэнли в 1994-м, в котором ваш «Ванкувер» уступил «Рейнджерс» в решающем матче серии, оставил более глубокий шрам на сердце?

— Я стараюсь запоминать положительные моменты, а не горькие. О пяти шайбах в ворота финнов в Нагано уже говорилось. Этот рекорд и является моим главным воспоминанием о ОИ-1998. Если же говорить о розыгрыше Кубка Стэнли-1994, то в первую очередь запомнились 16 голов в плей-офф, которые мне удалось забить в ворота соперников.

— В уже упомянутом плей-офф Кубка Стэнли-1994 в четвертьфинале вы играли против «Далласа». В одном из матчей серии игрок «звезд» Шейн Чурла следовал за вами по пятам, не стесняясь наносить грязные удары. В итоге вы не выдержали и ответили сопернику, отправив того ударом локтя в нокаут, после которого он долго не мог подняться. Повторили бы сегодня тот удар или терпели бы до финальной сирены?

— Дело вовсе не в Чурле или его манере игры. Тот плей-офф был очень напряженным, и эмоции били через край. У нас была очень сплоченная команда, но, справедливости ради, мы должны были проиграть еще на предыдущей стадии «Калгари», в составе которого было много звезд. Мы, в общем-то, и проигрывали им в серии, но добились уникального достижения, выиграв 3 овертайма подряд, а в решающем матче и вовсе победили во втором овертайме.

В итоге попали во втором раунде на «Даллас», у которого тоже была отличная команда. Техасцы в первую очередь были сильны атлетизмом и мощью и играли против нас предельно жестко. А когда против тебя так действуют, то есть всего два варианта: сдуться или ответить, чтобы охладить пыл соперника. Вот я и ответил. И после этого «Даллас» успокоился.

— Что бы вы изменили в своей жизни и карьере, появись такая возможность?

— Ровным счетом ничего. Меня все устраивает, и благодарен Богу за такую жизнь.

— Вас можно назвать фаталистом?

— На Бога надейся, а сам не плошай. Знаю много уникальных людей, добившихся впечатляющих результатов в самых разных профессиях, и формула успеха у всех схожая: надо очень много трудиться. Бог может дать тебе талант, но без старания ничего не добьешься.

— Вы многого достигли в хоккее и установили массу рекордов, но могли добиться и большего, не преследуй вас на протяжение всей карьеры травмы. В чем причина столь высокого травматизма: особенности организма, невезение?

— Ответ довольно прост: если хочешь забивать голы, то надо идти туда, где тебя бьют. А это чревато травмами. Ты лезешь на «пятачок», откуда забивается большинство голов, а там стоят большие ребята, которые не хотят тебя туда пустить. У каждого нападающего свой стиль. Кто-то и до 40 лет играет без серьезных травм, но в таком контактном виде спорта, как хоккей, без повреждений в любом случае не обойтись.

Первые шаги в ЦСКА.

«Мне грех было жаловаться на контракт»

— Прозвище Русская Ракета вам по душе?

— Не я его придумал, и уж тем более сам себя так не называю. Это придумали болельщики, люди, которые за меня болели, переживали, поддерживали. Если им нравится — так тому и быть, ведь я играл для них.

— Кого назовете лучшим игроком в мировом хоккее, с которым или против которого вам доводилось играть?

— Для меня самым великим игроком в истории хоккея остается Уэйн Гретцки. Мне повезло несколько раз играть с ним в одной тройке нападения в Матче всех звезд НХЛ, составы первых пятерок на который выбирают болельщики. Если забиваешь в одном сезоне НХЛ 50 голов, то ты суперзвезда и навсегда входишь в историю, а у него был регулярный сезон, в ходе которого он забросил 92 шайбы. Не я, а статистика говорит, что Уэйн в два раза круче любой суперзвезды.

— В чем, помимо выдающейся результативности, выражалась гениальность Гретцки? Как объясните его величие тем, кто никогда не видел его на льду? Что он умел такого, что никто не мог повторить?

— Если лучшие хоккеисты видят игру на 2–3 хода вперед, то Гретцки просчитывал на 5.

— Чем в первую очередь отличается нынешнее поколение российских хоккеистов от вашего?

— Каждое поколение отличается от предыдущего. Хоккей не стоит на месте и с каждым годом становится все более атлетичным и скоростным. Вносят свои коррективы в игру и изменения в правилах. Убрали, чему я очень рад, красную линию, стали играть овертаймы в формате 3 на 3, буллиты бьют, и результативность возросла. Это не может не нравиться болельщикам, которые любят голы. Когда я завершал игровую карьеру, было не так интересно. Подъезжает к тебе соперник, засовывает клюшку под пояс и ездит за тобой по площадке. Вот и были так популярны счета вроде 0:0 и 1:0. А сегодня много забивают, стали больше удалять.

— Не завидуете нынешним хоккеистам, суммы в контрактах которых за последние 20 лет заметно выросли?

— Мне грех завидовать. Вспомните, какой у меня был контракт. Меня в этом плане все устраивало. Мне повезло, что я попал в НХЛ в то время, когда контракты сильно изменились в сторону увеличения. Гонорары хоккеистов росли так быстро, что владельцам клубов приходилось идти на локаут, чтобы их клубы не стали убыточными. Не могу сказать, что за последние годы зарплаты хоккеистов в НХЛ выросли.

— Кого, если оставить за скобками хоккеистов, назовете величайшим спортсменом всех времен?

— В истории есть только один 23-кратный олимпийский чемпион — пловец Майкл Фелпс.

— А каким видам спорта отдаете предпочтения как зритель?

— Это может быть и футбол, и теннис, и гандбол, да что угодно. Главное для меня, чтобы было интересно, чтобы на кону стоял титул, медаль, кубок. Болею за всех российских спортсменов вне зависимости от вида спорта и стараюсь не пропускать решающих соревнований.

С Владимиром Путиным.

Как Путин начал с нуля

— В сентябре ваша кандидатура будет выдвинута в Совет ИИХФ. Чем вы будете заниматься в международной федерации?

— В первую очередь отстаивать интересы России. Сегодня сложилась крайне сложная ситуация с санкциями, которые затрагивают в том числе и хоккей. Если буду избран в Совет, постараюсь сделать все от меня зависящее на благо отечественного хоккея.

— Многолетний глава ИИХФ Рене Фазель покидает свой пост. Может ли уход не скрывавшего симпатий к России швейцарца принести нам проблемы?

— Я с ним знаком уже 27 лет, Рене действительно часто бывает у нас в стране и симпатизирует ей, но все в жизни меняется. Если будет новый руководитель, будем с ним договариваться и выстраивать отношения.

— В Ночной хоккейной лиге вы выходили на лед в одном звене с Владимиром Путиным. Комфортно ли ощущаете себя в компании с одним из самых влиятельных людей на планете?

— Мне довелось общаться с несколькими президентами, и все они уникальные люди, которые войдут в мировую историю. Ночная лига, в Совет которой я вхожу, была создана по личной инициативе Владимира Путина и в этом году пройдет уже 10-й сезон. Лига создавалась для любителей, чтобы люди после работы могли собраться не в гаражах, а на хоккейной площадке. Отличный проект, который вызвал интерес в обществе, и на сегодня в Ночной лиге играет более 1000 команд. Многие подходят и благодарят, отмечая, что у них появился новый интерес в жизни.

Несколько раз я играл в одной тройке с президентом самой большой страны в мире, и это для меня большая честь. Много раз общались. Когда все ждут его появления, возникает определенное напряжение, но как только он приходит, сразу располагает людей к себе, и ты забываешь, с кем разговариваешь. Путин говорит простым языком, с ним легко. Я встречался с разными президентами, и далеко не со всеми из них было так же просто.

— Не поверю, что гаранту Конституции никто не поддается на льду и все играют против него в полную силу.

— Надо четко понимать, что он в хоккее не профессионал, а любитель, совсем недавно вставший на коньки. Владимир Владимирович поставил перед собой задачу за год научиться кататься и проводить полный матч и добился этого. Он хотел своим примером продемонстрировать, что необходимо ставить перед собой цели и добиваться их. И ему это удалось. Он выходит и играет с профессионалами.

Я, к примеру, бывает, играю в теннис с профи. Если они будут действовать против меня в полную силу, то интересно не будет никому, ведь шансов у меня не будет. То же самое и с Путиным в хоккее, который не раз напоминал, что он не профессионал и не стоит его способности оценивать по самым высоким стандартам. Для меня ситуация выглядит следующим образом: человек с нуля, в солидном возрасте начал заниматься хоккеем и играет в любительской лиге довольно успешно. Это заслуживает уважения.

Павел Буре рассказал, как отметит юбилей: легенде хоккея 50 лет

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28508 от 31 марта 2021

Заголовок в газете: Русская Ракета выходит на новую орбиту

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру