Чемпионат мира вызвал споры: Большунов допустил провокацию или ошибся Клебо

Александр Большунов весь чемпионат мира держал мир в напряжении

Лыжные гонки на чемпионате мира били током. Разогрев начался задолго до стартов. Весь сезон, в котором солировали наши спортсмены, был для отсутствующих скандинавов раздражителем. На чемпионате мира они хотели взять свое. То есть – всё. Но очень мешал (даже еще в теории) Александр Большунов. И его планы были очевидны.

Александр Большунов весь чемпионат мира держал мир в напряжении

То, что случилось на последних метрах марафона – той самой дистанции, выиграв которую, Большунов стал бы королем лыж, – оказалось, конечно, главным шоком сезона. Схлестнулись два гения, родившихся в одно время, два лыжника, не желающих проигрывать никогда. Без битвы Большунова и Клебо мировые лыжи представить уже невозможно. И именно Александр, подошедший к чемпионату мира в статусе двукратного победителя общего зачета Кубка мира и дважды же победивший в многодневной гонке «Тур де Ски», сегодня не дает норвежцам массово гулять по пьедесталу.

Скиатлон, который наш лыжник выиграл в Оберстдорфе, конечно, не подарил норвежцам радости. Зато подарил ее остальному миру: должен же кто-то их побеждать. Появляется гигант – наш Сан Саныч. И вся норвежская сборная мобилизуется, чтобы победить Большунова. И это прекрасно для мировых лыж. Потому что гегемония одной страны чревата падением интереса ко всему виду.

Так что Александра Большунова, как и Сергея Устюгова, как и любого лыжника, способного не сдаться под традиционным натиском целой группы норвежцев на любой дистанции, нужно беречь. Хотя бы образно, отдавая дань заслугам и силе.

ХХХ    

Сможет ли Большунов победить в марафоне? Эта финальная гонка на 50 километров должна была стать и финальной точкой чемпионата. То, что случилось на последних метрах марафона, – сломанная палка Большунова, дисквалификация норвежца, слезы Саши и его же итоговое «серебро», – еще не финал. Даже если апелляция норвежцев на дисквалификацию Клебо останется без положительного ответа, этот марафон обеспечил себе долгую жизнь в истории. И долгие споры, кто был прав, а кто нет. Норвегия, понятное дело, будет отстаивать своего чемпиона, Россия – своего, а мнения специалистов из других стран уже разделились.

До марафона у лыжников был день отдыха. А накануне – классическая эстафета. И на финише эстафеты, как и в марафоне, выясняли отношения именно они: Клебо и Большунов.

Наши парни – Алексей Червоткин, Иван Якимушкин, Артем Мальцев и Александр Большунов – завоевали «серебро». После первого этапа казалось, что можно выиграть. На первом этапе Алексей Червоткин оказался далеко впереди соперников, уйдя в отрыв. Побег никто не поддержал. Преимущество в 45 секунд – это круто. Но тут же качели полетели в другую сторону: Ивана Якимушкина группа догнала быстро. И обогнала на 23 секунды отставания, которые и были зафиксированы уже при передаче эстафеты Артему Мальцеву. Мальцев сделал все, что было возможно, в конечном итоге удержал четвертое место и передал эстафету Большунову с отставанием в 28 секунд.

Александр Большунов догнал Йоханнеса Клебо. Потом, разбирая, что сделал не так, Александр скажет: ключевой момент произошел перед началом подъема, когда он пропустил норвежца вперед. «Я думал, что он будет слева, а он неожиданно оказался справа. Да, тут была допущена тактическая ошибка с моей стороны».

Правая сторона оказалась тактической ошибкой и в марафоне. А вот чьей ошибкой – тут мнения разделились.

ХХХ

Зачем в марафоне Йоханнес Клебо пытался протиснуться между ограждением и Александром Большуновым с правой стороны? Это вопрос в разной интерпретации – от «какого черта?» до «провокация, но чья?» – звучал и будет звучать еще долго.  

Финишные коридоры – тема в лыжах далеко не последняя. Не зря еще после известной истории с финном Мяки, который зажимал Александра, не давая ему двигаться к финишу, вновь вспыхнуло обсуждение правил, связанных с созданием помех и блокировкой спортсменов. А финишные коридоры были подвергнуты специалистами анализу со всех сторон: какой должен выбирать лыжник, первым выходящий на прямую, какой – остается для идущего сзади.

В последний подъем марафона перед стадионом рвались уже только трое: Большунов, Клебо и Иверсен. На финальном спуске Саша перед финишной прямой был первым. И вот теперь – загадка без возможности отгадать: победил ли он, мог бы? Александр шел по правой стороне, максимально приблизившись к ограждению. Но Клебо каким-то образом оказался еще правее, протискиваясь, потерял баланс и локтем толкнул палку Большунова, которую Саша сломал. 

Клебо, Иверсен, Большунов. Фиксация по факту. Йоханнес Клебо подошел к висевшему на ограждении Большунову, что-то сказал, похлопал по спине. Да, таким, в слезах отчаяния, Большунова никто еще не видел. Он, будучи еще «бронзовым», сказал, что не хочет идти на награждение: все и всё видели. А жюри разбиралось с Клебо, то присуждая ему чемпионство, то вызывая, чтобы отобрать гонку вообще.

Жюри признало, что контакт состоялся по вине Клебо был, но не увидело в этом умысла. Россия подала протест. И Клебо неожиданно для многих получил дисквалификацию. В ответ норвежцы подали свой протест, но тот был отклонен: Большунов бежал первым, у него было право выбора коридора; норвежец шел позади, ответственность за контакт лежит на том, кто обгоняет.

«Сначала FIS объявила меня победителем, и ситуация рассматривалась как гоночный инцидент. Затем FIS изменила свое мнение и решила меня дисквалифицировать. Как вы можете понять, это обернулось для меня огромным разочарованием… Сейчас все поглощено тьмой, но я скоро вернусь», – написал Клебо. Так он ответил на вопросы, которые не успели ему задать журналисты на стадионе. Норвежец уходил в отель – в одиночестве и быстрым шагом.

ХХХ

Страсти не утихли, они все еще бушуют. Ни один из двух великих лыжников в итоге не завоевал «золото». На главной ступеньке пьедестала оказался Эмиль Иверсен. «Бронза» у еще одного норвежского лыжника – Симена Крюгера. Сборная Норвегии по лыжным гонкам подала апелляцию на решение организаторов чемпионата мира дисквалифицировать Йоханнеса Клебо. Решение – за Международной федерацией лыжных видов спорта.

Что говорят норвежцы? Полагают, что Йоханнес шел мимо соперника, а Большунов намеренно закрывал коридор и загонял соперника внутрь. А Йоханнес делал все возможное, чтобы не навредить Большунову. 

Финны спорят: Большунов потерял первое место из-за «глупости» Клебо, но уйди норвежец в другую сторону – Йоханнес мог Александра обыграть.

Как вообще жюри судей умудрилось дважды принять решения, абсолютно противоположные друг другу, хотя ситуация «не очень ясна»? «Паршивое окончание гонки, но, очевидно, все правильно. Клебо, который приближался сзади, во время обгона осложнил Большунову движение по лыжне», – цитирует высказывание многократного призера Олимпийских игр Кирвесниеми одно из изданий.

А кто-то вообще склонен при всех сопутствующих финишу страстях считать, что произошел обычный гоночный инцидент. И наказывать вообще никого не следовало. Кто оказался на финише первым, тот и чемпион.

Чемпионат в Оберстдорфе закончился, как ни крути, с максимальным эффектом. Между победой в скиатлоне и «серебром» в марафоне Александр Большунов, главный добытчик наград сборной России, завоевал еще «бронзу» в командном спринте вместе с Глебом Ретивых и «серебро» в той самой драматичной эстафете. (На счету женской сборной России – «серебро» в эстафете.) Йоханнес Клебо уезжает из Оберстдорфа с огромной досадой – но доведя число своих побед на чемпионатах мира до шести. Их противостояние, пока что с явным перевесом в сторону норвежца, выходит на очередную прямую: теперь дорога и коридоры ведут в олимпийский Пекин...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28492 от 9 марта 2021

Заголовок в газете: Триллер на двоих

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру