А вот юные бывают и мудрыми. Камила Валиева, кто не помнит – 14 лет, только что в очередной раз победившая на старте «просто так», не участвуя ни в каком отборе на чемпионат мира, не хочет забегать вперед. Говорит уникальная фигуристка, что удивляется, когда пишут о ее будущей олимпийской медали. Как это? Многие не знают, что завтра-то будет, а берутся предсказывать. «А ты прочитаешь, и мотивация уходит, что ли…» И вообще – в сборную надо еще попасть.
Елизавета Туктамышева получила право выступить на чемпионате мира в Швеции, став первой среди взрослых фигуристок. Алена Косторная, которая должна была спорить с Лизой за право быть в Стокгольме, возразить не смогла. Да и проиграла не Финал Кубка России, а весь сезон.
Сопереживание побежденному из спорта не выкинуть. Оно – сильнейшая его составляющая. Слезы Алены после проваленной короткой программы в Финале Кубка России видели все. От неприкрытого отчаяния было неловко.
Но спорт – это здесь и сейчас. По факту. Пусть за каждым результатом и целая история преодоления.
Наверное, Туктамышеву за ее волю можно назвать, как и Большунова в лыжах: и ледоколом, и русской медведицей. Лиза выступала в сезоне и с травмой, не особенно стараясь ее афишировать, и сразу после ковида, когда все было видно и без слов. Меняла программу, меняла костюмы. Усложняла каскады, искала стиль. Не все сразу срабатывало. Но – шутила, продолжала экспериментировать. И делала это, научившись всегда соревноваться в экстремальных условиях – в борьбе с каждый раз шокирующими юниорками.
Тренер Мишин говорит: Лиза – как статуя Свободы, освещающая путь в фигурное катание для тех, кому за двадцать. У кого-то повернется язык возразить?
После выступления в Финале Кубка России Елизавета сказала, что ждала, верила и надеялась. И так давно не попадала на главный старт сезона (выиграла чемпионат мира в 2015 году, и это был последний визит на турнир сильнейших), что будет получать удовольствие, ловить кайф просто от присутствия там. «Хочу использовать шанс, чтобы показать свои программы не только в России, но и в мире».
Про сезон Алены Косторной под руководством нового тренера Евгения Плющенко слов уже было сказано много. Ожидания разрастались, прессинг был приличный. Но и привычный: в женском одиночном к страстям не привыкать. А самое главное – ожидания в нем принято оправдывать, иначе – на выход, конкуренция раздавит. Да и ушла спортсменка из группы Тутберидзе по собственному желанию, и времени на акклиматизацию, создание новых программ было достаточно. Конечно, ковид перед чемпионатом России никто в ясном уме планировать не мог. Правда, и объяснением выступлений в первой половине сезона он тоже служить не может.
В принципе Алене достаточно было продержаться этот сезон при старых аргументах – изумительном катании и с тройным акселем, – чтобы вновь встать на пьедестал с Щербаковой и Трусовой. Но прыжок ультра-си ушел и не вернулся до сих пор. Да и прежнего катания Косторная не показывала. Программы менялись – эффект ажурности и легкости не вернулся.
Ковид, да еще какая-то травма, да еще ангина – это то, чему можно всей душой посочувствовать. Но остается за жесткими рамками спортивной борьбы. «После сегодняшнего уже не будет завтра». Эти проплаканные слова отчаяния вслед за сорванной короткой программой касались борьбы на Кубке. Произвольную, преодолев себя, Алена откатала без падений. Но впечатление неготовности даже усугубила: с чемпионки и спрос чемпионский, иначе – не уровень. Алена бодрилась: «Так складывается в спорте: что-то приобретаешь, что-то теряешь, не конец света».
Конечно, удар. Конечно, «конец света» на какое-то время. И, конечно, потеря себя. Пока – здесь и сейчас. Теперь Алене предстоит решить, что делать. А если захочет и сможет, то надо еще и все-таки разобраться, кто виноват? Не ради линчевания – ради будущего.
…У мужчин в Финале были свои страсти. Из девяти участников каждый мог претендовать на вторую для России путевку в Швецию. Первую получил Михаил Коляда, выиграв чемпионат России. А в мужском одиночном у нас их всего две: на большее на последнем чемпионате мира не накатали. Поэтому и не казалось очевидным, что второе место в сборной по факту должно остаться за серебряным призером чемпионата России Макаром Игнатовым. Предпочтение мысленно было отдано многими Дмитрию Алиеву, который пропустил чемпионат России из-за коронавируса.
Юный Евгений Семененко (ученик Татьяны Мишиной, тренер Алексей Мишин подчеркивает, что «только стою рядом для консультации») обошел в финале всех – и Алиева, и Макара Игнатова, и Андрея Мозалёва, и Петра Гуменника, и влюбившего в себя многих на командном турнире Марка Кондратюка. По спортивному принципу последнего отбора победитель и попал в команду.
Справедливо? Да, на международном уровне Семененко еще не засвечен. Да, одиннадцатое место на чемпионате России, но было это в конце декабря. Победил на юниорском первенстве страны, заставил говорить о себе на взрослом этапе Гран-при из-за технической составляющей. Умеет ли держать удар? Покажите того из наших фигуристов, кто умеет это делать всегда, – не убедили ведь вновь в финале, посыпались.
Да и все когда-то начинали. И в прошлом сезоне, кстати, Артур Даниелян в таком же возрасте стал уже вице-чемпионом Европы. Позарез нужны олимпийские лицензии? Но когда они были не нужны? Для завоевания максимальной квоты Коляде и Семененко надо будет занять места, которые в сумме не превысят 13. Коляда на чемпионатах мира становился 4-м, 8-м, 3-м и 6-м. Посмотрим, что коллеги по тренировкам Алексея Мишина смогут сделать на льду Швеции...
Нам обидно за Дмитрия Алиева или Марка Кондратюка? Очень. А путевка – одна.
У каждого в спорте должен быть шанс. В этом году шанс удалось вырвать Семененко. «Я знаю, если Коляда будет хорошо выступать, то будет получать хорошие баллы. Не задирая нос, про себя могу сказать то же самое: я был на мировой арене, и я знаю, на что способен при хороших прокатах без осечек». Программное заявление Димы Алиева после выступления не сработало. Потому что убедить на льду он тоже не смог.
…А «летучий и прыгучий отряд» юниорок Этери Тутберидзе – Камила Валиева, Дарья Усачева и Майя Хромых – опять сотворил сенсацию. Камила, хотя и не очень удачно, пошла на исполнение трех четверных и тройного акселя в произвольной программе. Этот экстрим – уже к вопросу о завтрашнем дне. Майя впервые исполнила два четверных прыжка. «Мы не обманывали, она может», – скажет Тутберидзе. Сказать, что никто и не сомневался, будет неправдой. Тем ценнее достижение. Кто хочет, вперед не просто идет, а ломится, очень часто – вопреки прогнозам и даже объективным данным. Зная, что после любого «сегодня» обязательно есть созданное им «завтра».