В составе на индивидуальную гонку не оказалось ни Евгении Павловой, которая стала шестой на этой дистанции в удачном для России январском этапе Кубка мира в Антхольце, ни лучшей на сегодня по результатам Ирины Казакевич. Но – тренеры выбирают, спортсменки стартуют. Зато впервые в Поклюке вышли на личную гонку Татьяна Акимова и Лариса Куклина. Звезд с неба не нахватали, но отечество и не посрамили. Лариса так вообще в итоге вошла в топ-15. Правда, Акимова показала 44-й ход, Куклина – 45-й, а Ульяна Кайшева – 48-й.
Светлана Миронова – загадка Поклюки, смутившая всех предыдущими гонками на чемпионате мира и чудовищной стрельбой, два рубежа прошла чисто, на третьем допустила один промах, на последнем еще один. Но даже с двумя промахами Света замкнула топ-5.
Как сказал тренер по стрельбе Алексей Волков, «все биатлонистки порадовали, что не провалились». Меняет ли вполне удачная гонка (по сравнению с предыдущими) картину в целом? Вообще на чемпионате мира до индивидуальной гонки в женской сборной происходило ведь частично так, как мы любим: появилась дебютантка в сборной России и начала показывать результаты лучше лидеров. Ирина Казакевич в спринте показала 19-й результат, в гонке преследования – 23-й.
Дебютантка реально оценивает свои силы. Говорит, что лидером ее называть нельзя, а на данный момент им остается Светлана Миронова, хоть у нее и не сложились первые две гонки. Говорит – «я просто новичок», и очень рада, что тренеры дали возможность выступить на чемпионате мира. Мол, важный шаг в накоплении опыта и движения вперед.
Правда, любим мы все-таки немного другое: когда дебютантка обыгрывает лидеров, показывающих результаты, которых от них жду. Но тут – засада.
Оставим в покое разгромную смешанную эстафету, первый разгромный для нас старт на чемпионате мира, там все же и мужская часть, и женская сплоховали. Вот – женский спринт. Тот, где на фоне всех остальных лучшей стала Ирина Казакевич: единственный промах она допустила последним выстрелом на стойке, лидеру уступила минуту с лишним.
После смешанной эстафеты, в которой на своем этапе Светлана Миронова зашла на два штрафных круга, спортсменка сказала: если начнет загонять себя в угол, что будет дальше? После шести промахов в спринте (два штрафных круга на лежке, четыре промаха на «стойке») Света сказала, что в спринте не получилось вообще ничего. Прокомментировать ситуацию спортсменка никак не смогла, заметив, что на двухнедельном подготовительном сборе в Поклюке все было в порядке. Но вот последние дни принесли какие-то новые ощущения. И именно они не дают работать, как положено.
Светлана «стопроцентно» отвергла предположение, что проблема в психологии. «Дело не в голове». Зато не отвергла предположение, что так влияют горы: «когда работаю в стойке, меня трясет». Промахи в положении лежа объяснила ветром, который тренер женской сборной по стрельбе Алексей Волков назовет «хаотичным». Мол, всем биатлонисткам досталось, кто-то – пережидал, кто-то мазал. Миронова превысила три минуты проигрыша лидеру, не смогла отобраться в гонку преследования, став 64-й.
Евгения Павлова после первого огневого рубежа ушла на один штрафной круг, после второго – еще на один, 51-е место, две с лишним минуты проигрыш. Ульяна Кайшева – два промаха на лежке, 36-я, почти две минуты проигрыша.
Чем утешить себя после такого спринта в исполнении наших лучших биатлонисток? А чем они себя сами утешают? Светлана Миронова вновь сказала, что спокойно переживет провал и не станет загонять себя в угол. «Не получилось сегодня – получится, завтра. Не завтра – значит, через неделю, через месяц, и так далее».
Подход к провалам, конечно, грамотный, движение вперед необходимо. Если не вспоминать, что чемпионат мира, главный старт сезона, проходит именно сейчас. Любопытно, что Михаил Шашилов, личный тренер Мироновой, на вопрос, разобрались ли с тем, что происходит со стрельбой Мироновой, ответил предельно честно: «Наверное, да. Скорее – нет».
Потом была гонка преследования, в которой Миронова уже не стартовала, но были Казакевич, Кайшева и Павлова. Лучшей у нас опять стала дебютантка: три промаха, отставание – больше двух с половиной минуты, 23-е место. Три промаха стали общей судьбу россиянок в пасьюте.
Нельзя сказать, что именно эти «три аккорда» портят все дело (шесть промахов, конечно, не обсуждаем вовсе, это беспредел для гонки). Скоростью никто из биатлонисток тоже не побаловал.
«Дело не в голове»? А в чем? Этот набивший за последние годы оскомину вопрос с биатлонной повестки дня не сходит. Сейчас решительно оставляем за рамками все рассуждения о том, что нельзя каждый год менять тренеров в сборной и нельзя экспериментировать с костяком команды по велению новых тренерских сердец. Это все – для итоговых оценок чемпионата мира и сезона в целом. Оставляем в повестке дня только конкретное состояние спортсменок. Они не понимают, что с ними происходит, специалистов со стороны спрашивать бесполезно: говорят, надо смотреть изнутри. Но почти все дружно кивают, например, на то, что негоже и выступать, и жить на коварной высоте Поклюки – 1350 метров. Да еще, просидев там двухнедельный сбор.
Главный тренер сборной Валерий Польховский объясняет, что все вполне себе нормально, да и объяснимо. Если бы жили внизу в городе Блед, то при переездах пришлось преодолевать более 20 км дороги – 93 поворота по серпантину, как подсчитал Польховский. «И почему-то об этом никто не говорит, одни тренеры – болваны, да? Где тогда эти умные?». А еще места в отелях обычно бронируются за год (главный тренер, кстати, из-за весенне-летней смены власти в СБР официально приступил к должности в сентябре).
Старший тренер женской сборной Михаил Шашилов – дебютант чемпионата мира в этой должности. (И дебютантка Казакевич, и лидер сборной Светлана Миронова – его личных рук дело, ученицы.) Шашилов готов закрывать всех спортсменок буквально грудью. Виртуально ему «прилетели» обвинения со всех сторон: с какой это стати, например, Миронова оказалась в индивидуальной гонке, пусть, мол, сначала стрелять снова научится? Старший тренер сказал твердо: менять никого не будем, спортсменки знают, какие гонки стартовать, Ирина Казакевич программу выполнила на 100 процентов, возможно, еще попадет в масс-старт.
«Ребята, вы поверьте, они (биатлонистки сборной) все одинаковые! Как планировали, так и будет». Эмоции подкрепил фактами: на тренировках все спортсменки и нормально стреляют, и нормально бегут. И взял за неудачи вину на себя: «где-то мы ошиблись, где-то спортсмены недооценили себя, но доля вины на нас большая».
Перед самой гонкой уточнил: шанс для Мироновой в индивидуальной гонке – не шанс, а нормальная работа. При этом уточнил, почему из двух учениц выбрал на индивидуальную гонку Миронову, а не проявившую уже себя дебютантку Казакевич: «Психологическое состояние Мироновой важнее». И это объяснение, как ни странно, было не только понятнее остальных, но и вызвало уважение.
И ведь прав оказался Михаил Шашилов. Миронова, которая боролась до последнего рубежа в индивидуальной гонке за медаль, вернулась в борьбу. Вышла из «угла», в который себя, может, и не загоняла, но была там. Сказала, что нашла ошибки в стрельбе и исправила. И хочет бежать эстафету. Позитив выступлений в Поклюке обнаружен.