Хотя – не впервой, даже и такие места у нас уже бывали, чего уж там. Да, проигрывали мы в смешанной эстафете на чемпионате мира с таким треском, как нынче в Поклюке. Дело было в Контиолахти-2015: Яна Романова, Ольга Подчуфарова, Максим Цветков и Антон Шипулин прибежали на позицию ниже, чем нынче – десятыми. Если бы не Антон, то и вовсе за пределами десятки могли оказаться. Что тогда случилось? Звучали примерно те же объяснения, что и сейчас: форма хорошая, но – это наше, до боли любимое – «что-то пошло не так».
В этом сезоне команда России уже побеждала в смешанной эстафете, произошло это совсем недавно на этапе Кубка мира в Оберхофе, но начинали тогда девушки. Тот же состав тренеры выставили и в Поклюке, от хорошего хорошее не ищут. Вопрос по составу мог быть только один: почему Александр Логинов бежит на первом этапе, а Эдуард Латыпов на втором? Главный тренер сборной Валерий Польховский объяснил расстановку так: то, что наработано, менять нельзя. Да и программа чемпионата мира большая, и, хотя все биатлонисты готовы бежать все дистанции, тренерскому составу нужно корректировать ситуацию. Мнением самого Логинова по поводу первого этапа тренеры перед эстафетой тоже поинтересовались, он ответил: побегу, где скажете.
Три промаха Логинова на первом этапе – не криминал, конечно, хотя и скоростью Саша не побаловал. Тридцать секунд отставания – совсем не беда для эстафет, в которых перевернуть ситуацию за секунды с ног на голову (и наоборот) – не просто нормально, а традиция. Но потом Эдуард Латыпов, тоже без штрафных кругов, проиграл уже больше минуты. Был обескуражен, сказал, что форма вообще-то хорошая, но мешают сложные погодные условия – высокая влажность, мокрый снег, дышится тяжело и пульс высокий. Да и добавить на финише не смог, потому что сковало мышцы.
Штрафной круг – вернее, два, а это лишние триста метров – все же настигли команду на этапе Светланы Мироновой. И это уже будет приговором. Стрельбище, прямо около которого жили две недели наши биатлонисты во время подготовки, нам в первой гонке не помогло. Да и скорость оказалась не так велика – восьмой ход у Светланы Мироновой, 27 секунд проигрыш лидеру. Сама она скажет, что состояние «не очень», она такого не ожидала, а во время стрельбы началось «перевосстановление» организма, коварный подход к стрельбищу сделал свое гадкое дело.
Правда, многие специалисты дружно выразили мнение, что ошибки Светланы (не в первый раз) связаны с психологией: потому что по дистанции спортсменка шла ровно вместе с другими спортсменами. И рывков, которые могли бы способствовать закислению или перебору в скорости, не было. Вот не зря говорит своим подопечным старший тренер женской сборной Михаил Шашилов: психику свою только сберегите во время старта, ничего не надо выдумывать, тогда и посоревнуемся.
Все хорошо сложилось на этапе лишь у Ульяны Кайшевой. Она, как и когда-то Шипулин в том самом 2015 году, ушла на дистанцию с более чем двухминутным отставанием от лидера. Конечно, без надежды на коллективное «чудо» от соперниц. И стреляла без доппатронов и замешательства. А бежала почти что сама с собой, как и норвежка Марте Олсбю Ройселанд, которая получила от товарищей по оружию серьезное секундное преимущество.
Только Кайшева, конечно, в другой лиге гонки оказалась. Но тренировка в соревновательных условиях – так тренировка, хоть какая-то польза от старта. Годы проходят, но в спорте законы остаются прежними: вот и Шипулин тогда говорил: надо, мол, быть реалистом – выходил на старт, понимал, что за тройку нереально зацепиться. Но в любом случае надо было бороться, «пробежать для себя гонку с выгодой, постараться продышаться», впереди – еще весь чемпионат мира.
Кстати, на том чемпионате Антон завоевал «серебро» в гонке преследования, а Екатерина Юрлова сенсационно выиграла индивидуальную гонку. Провал чемпионата мира–2015 для сборной России они вдвоем и отменили.
Параллель эта – никоим образом не прогноз для сборной команды на чемпионате–2021. Настораживает, конечно, что биатлонисты с 25 января находились на сборе в самом месте проведения турнира. Привычное уже место. Но привычка – дело не первостатейное.
Вот, например, норвежец Йоханнес Бё, чего уж мелочиться, возьмем самого крутого на сегодня биатлониста. Поменял приклад перед самым чемпионатом мира. Потому что проблемы на этапах со стрельбой были, и они ему не просто мешали, а срывали работу. Поменял и приехал в Поклюку без малейшего представления о том, сможет ли изменить ситуацию. Тренер мужской сборной по биатлону Зигфрид Мазе скажет, что Бё – самый храбрый человек, которого он встречал, его внутренняя сила безмерна: следуя инстинкту, «вошел в темную комнату, чтобы найти выключатель – и нашел». Сам Йоханнес считает, что на бесстрашие его толкнула необходимость.
Про инстинкты наших биатлонистов особенно ничего и не скажешь, кроме одного: они реально стараются сделать все, что могут. Насчет изменений (не смены прикладов, конечно, на чемпионате мира) в тренировочном процессе, настрое и множестве компонентов успеха рассказал накануне чемпионата мира тренер мужской сборной Юрий Каминский. Перед чемпионатом, чтобы добиться максимальной формы спортсменов, нужно свести в одну точку техническую, физическую, методическую, тактическую, стрелковую подготовку. А «этот процесс в спортивной науке до сих пор толком не описан, мы выходим на пик формы интуитивно». Хотя, конечно, ряд методических приемов известен, методы контроля тоже есть, но готовых рецептов все равно не существует. До декабря в сезоне результат зависит от правильно выбранной тренерской концепции, а дальше многое решают нюансы, считает тренер.
Состояние биатлонистов сборной Каминский охарактеризовал как нормальное, а готовность команды выше, чем в медальном для нас Антхольце. Правда, призвал итальянский этап не переоценивать. Программу подготовки сборная выполнила. Трассу удалось изучить, но вот, например, умение спортсменов проходить такие сложные участки, как в Поклюке, – это базовый элемент подготовки, горнолыжная техника, которой спортсмены должны быть обучены в юношеском и юниорском возрасте. В сборной это умеют не все, поэтому в Поклюке «базовому элементу» были посвящены две тренировки.
Старший тренер женской сборной Михаил Шашилов говорил примерно об этом же – сборной надо нагонять соперников, но за один сезон этот вопрос не решить. Нельзя за сезон перепрыгнуть пропасть, которая отделяет нас от лидеров. «Мы отстали от них не сегодня и не вчера. За этот сезон, дай бог, сократим немного это отставание». Главное – поступательное движение, если оно будет, то догоним.
Это – конечно, скорее, о будущем, но оно ведь оттолкнется от настоящего. Пока же в Поклюке проиграна только первая гонка чемпионата мира. Но никто нам стабильности в сезоне и не обещал. Как и мест на пьедестале. Просто, конечно, проигрыши бывают разными. Хотя, конечно, как-то очень уж убедительно она оказалась проиграна, это удручает.
Лично мне наиболее понятно объяснение тренера по стрелковой подготовке мужской сборной Максима Максимова: ребята просто не справились, это психология. «Пусть звучит как отмазка, но мы будем с каждой гонкой выходить злее, что называется, по-русски, и покажем результат».