У человечества тоже есть право на ошибку. Мы сейчас дел наворотим, прикрываясь фразой «история рассудит», а потомки пусть разбираются и дают оценки. Они и поставят диагноз, чем была разворачивающаяся в мире в последние месяцы история — истинной борьбой с расизмом и несправедливостью или фарсом. Хотя, наверное, сдвинуть с места глыбу человеческого сознания можно лишь так — доведя идею до абсурда.
Случившееся на парижском «Парк де Пренс» 8 декабря, конечно же, войдет в историю. Это вам не болельщики с обезьяньим уханьем и брошенными на поле бананами. Это не неосторожное «negrito» от Эдинсона Кавани в Инстаграме. Тут в расистский скандал вляпался судья — почти высшая инстанция на поле. Почти — потому что румын Себастьян Колцеску не был главным арбитром встречи. И теперь уже никогда таковым не станет. Впрочем, и не стал бы. Но об этом позже.
Если вкратце, то в матче шестого тура Лиги чемпионов произошло следующее. Где-то в начале второй десятиминутки защитник ПСЖ Преснел Кимпембе жёстко встретил соперника из турецкого клуба, но главный арбитр Овидиу Хацеган не стал показывать желтую карточку, чем сильно возмутил ассистента главного тренера «Истанбул Башакшехира» Пьера Вебо. Поведение бывшего камерунского футболиста, видимо, показалось четвертому судье Себастьяну Колцеску неадекватным, и он вызвал к бровке главного.
Когда Хацеган подошел и спросил, кто именно нарушил правила, Колцеску ответил, указывая пальцем на Вебо (что, кстати, говорит о плохом воспитании — нельзя показывать пальцем, все это с детского сада знают!): «Вот этот черный парень». Но вот же несчастье! На румынском «черный» звучит как «negru», впрочем, как и на некоторых других языках и диалектах романской группы. Но Вебо услышал оскорбительное для себя слово и показанная красная карточка, которую достал Хацеган за нарушение на скамейке, его уже не волновала. Пока тренерский штаб пытался увести Пьера в раздевалку (он туда обязан был уйти после красной), камерунец постоянно повторял: «Почему ты сказал «negru»?!
Вся румынская бригада пыталась объяснить, что ничего плохого Колцеску не имел в виду, а дело в трудностях перевода, но тут подскочил сообразительный Демба Ба с турецкой лавки и внятно объяснил, что не надо тут оправдываться. Мол, Колцеску никогда не сказал бы «этот белый парень», будь Вебо светлокожим. Он назвал бы его по имени или помощником тренера «Истанбула», кем он и является. А раз увидел разницу в цвете кожи — это расизм. И ведь тоже прав.
Себастьян Колцеску, вероятно, плохо знал матчасть, хотя экс-игрока сборной Камеруна, того же «Башакшехира» и «Фенербахче» мог бы опознать. Возможно, в профессиональные обязанности рефери не входит знать наизусть по именам и в лицо всех сотрудников тренерского штаба и футболистов. А зря. Готовься они тщательнее, этой истории можно было бы избежать. И снова вспоминается любимое и вечное «наказания без вины не бывает, Шарапов».
В итоге обе команды отказались продолжать матч, пока «этот расист» входит в судейскую бригаду. Ему на замену представители УЕФА готовы были выпустить арбитра из комнаты VAR, а самого Колцеску отправить туда. Но турецкий клуб это не устроило — румын вообще не должен был больше иметь отношение к этому матчу. Переговоры продолжались больше часа, и в итоге было принято решение возобновить игру через сутки с новой бригадой во главе с голландским рефери Дэнни Маккели.
ПСЖ, «Истанбул Башакшехир», УЕФА и все именитые игроки, такие как Неймар и Мбаппе, выложили в Твиттер послания «Нет расизму». Даже президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к УЕФА через социальные сети с уверенностью, что УЕФА должен разобраться.
УЕФА, конечно, разберется, потому что официально уже началось расследование этого инцидента. Нет сомнений в том, что судейская карьера Себастьяна Колцеску на этом закончена. Впрочем, судя по информации, предоставленной в Твиттере румынским журналистов Эмануэлем Рошу, в профессиональной жизни несчастного арбитра ничего не изменится. Рошу написал, что 43-летний Колцеску две недели назад и так был исключен из списка ФИФА (в лист рефери ФИФА он входил с 2006 года), так что эта Лига чемпионов была для него последней.
Расист ли он? Вердикт, конечно, своим решением вынесет УЕФА, а то, что написано пером... Но человеческую позицию высказал экс-игрок сборной Румынии, «Шахтера», «Штутгарта», «Шальке-04» и «Хетафе» Чиприан Марика. По мнению бывшего футболиста, Колцеску ошибся, но история не стоит того, чтобы раздувать ее до планетарного масштаба. «Расизм существует, но в случае с несчастным Колцеску речь не идет о расизме. За всю свою карьеру я не видел никакой реакции, когда нас, румын, изображали цыганами на афишах официальных матчей в Париже».
А румынское издание «Gazeta Sporturilor» приводит фрагмент апрельского интервью Марики, в котором он рассказал, что играл за «Штутгарт», когда перед встречей с румынским клубом «Поли Тимишоара» главный тренер немецкой команды сказал своим игрокам: «Мы встретимся с цыганами, такими как Марика». По словам Чиприана, его это больно ранило, но тренер сказал, что ему нравятся цыгане и поставил Марику в стартовый состав.
Но вот за кого точно обидно во всей этой истории, так это за Овидиу Хацегана, который мог бы и дослужиться до уровня финала Лиги чемпионов, но уже второй раз не по своей вине попадает в расистский скандал: семь лет назад он работал на известном матче между ЦСКА и «Манчестер Сити», на котором армейские болельщики оскорбили Яя Туре. Так что осадочек останется...