— Андрей Владимирович, пандемия наложила отпечаток на все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и на футбол. Как в целом справляются российские клубные тренеры с этой ситуацией?
— Есть переболевшие коронавирусом игроки и тренеры, но тренировочный процесс ведется, соревновательная деятельность продолжается, так что можно сказать, что со сложившейся ситуацией тренеры справляются удовлетворительно.
— Студенты Академии тренерского мастерства, генеральным директором которой вы являетесь, наверняка в большинстве своем свои дипломы посвятят именно теме работы во время пандемии. Появились какие-то новые методики?
— Уже были розданы подобные задания, и есть конкретные работы, посвященные построению, содержанию и направленности тренировочных микроциклов в условиях пандемии и выхода из нее. Причем касалось это не только профессионального, но в большей степени детско-юношеского футбола, перерывы в котором были больше. Новые подходы обозначены. Понятно, что если пандемия закончится, то эти вопросы уйдут на второй план, но если коронавирусная ситуация продолжится и затронет и зимний подготовительный период, то степень актуальности этих работ будет очень высока.
— Младшие сборные за последний без малого год остались без крупных международных соревнований, которые были отменены. Серьезная потеря?
— Как и наши зарубежные коллеги, мы это переживем, но для молодых игроков, которые претендуют на выступление на самом высоком профессиональном уровне, это, безусловно, большая потеря. Были отменены чемпионаты U-17 и U-19, и можно говорить о недостаточной конкурентной среде для наших юношеских сборных. Сборы проводим только в России, а исключениями являются только национальная, молодежная и женская сборные, которые продолжают выступать в турнирах. Хорошо, что начались соревнования в Юношеской футбольной лиге, где футболисты 2002–2004 годов рождения участвуют в соревнованиях.
Это хорошее подспорье для юношеских сборных, которым в марте предстоит принимать участие в турнирах. С понедельника сразу 4 сборные отправились на учебно-тренировочные сборы в южных регионах России. Только что собранная команда 2006 г. р. проводит свой первый сбор в Москве, в плановом режиме работают и другие возрастные группы.
— Почему результаты национальной команды в последних матчах пошли на спад?
— Это никак не связано с пандемией, ведь у игроков было достаточно времени и возможностей, чтобы тренироваться и играть. Полностью поддерживаю Станислава Черчесова, который сказал, что усталость — не тот термин, которым стоит оперировать в футболе. Допускаю, что у некоторых игроков накопилась эмоциональная усталость, но к физической форме это отношения не имеет. Другое дело, что наш уровень таков, что мы способны соперничать только с командами, как у нас в группе Лиги наций (Турция, Венгрия, Сербия. — Прим. авт.), но не более того. Для большего у нас в национальном первенстве, в котором играет большинство сборников, недостаточно высокая конкурентная среда. Для того чтобы успешно выступать на турнирах, нашим сборным нужно больше времени на подготовку. В 2008-м (когда наша национальная команда дошла до полуфинала чемпионата Европы. — Прим. авт.) мы готовились целенаправленно. Примерно та же картина была и в 2018-м, перед домашним чемпионатом мира, на котором вышли в четвертьфинал.
— А как вообще налажено ваше взаимодействие с тренерским штабом Черчесова? Как и перед кем Станислав Саламович отчитывается о проделанной работе?
— Все тренеры сборных примерно раз в квартал делают доклад о проведенной работе на техническом комитете РФС, который возглавляет Никита Симонян. В этот комитет входят такие известные специалисты, как Олег Романцев, Михаил Гершкович, Александр Мирзоян, Борис Игнатьев, ваш покорный слуга. Там и проходит анализ работы всех сборных команд, не только первой. Речь и о мини-футболе, и о женском, и о пляжном, и о всех юношеских командах. В декабре будет итоговое заседание, на котором подведем итоги уходящего года с учетом пандемии. Посмотрим, какие задачи удалось решить, а какие нет. Поставим цели на следующий календарный год, особенно на его первую половину, когда должны состояться и молодежный чемпионат Европы, и финальная стадия женского первенства, и мужской Евро, и многие отборочные турниры. Детально поговорим о подготовке наших команд к предстоящим турнирам.
— На сегодняшний день очевидна нехватка центральных защитников с российским паспортом. Выбывает из строя Георгий Джикия, и играть некому. РФС как-то может повлиять на эту ситуацию и подстегнуть рост игроков конкретного амплуа?
— РФС не управляет футбольными клубами и не способен влиять на формирование их составов. Обеспокоены сложившейся ситуацией, но отмечу, что в юношеских сборных у нас есть центральные защитники, которые, надеюсь, в ближайшем будущем составят конкуренцию тем игрокам, что сегодня есть в распоряжении Черчесова.
— Как относитесь к новому турниру европейских сборных под названием Лига наций? Стоит ли нашей команде стремиться подняться в Лигу 1, где играть придется с ведущими сборными Европы, а результаты могут разочаровать?
— Любая команда всегда должна стремиться к максимальному результату. Первое место в группе Лиги наций нам необходимо не только с турнирной точки зрения, но и для того, чтобы попасть во вторую корзину при жеребьевке чемпионата мира. Переход в высший дивизион Лиги наций позволит провести сравнительный анализ на фоне ведущих европейских сборных. Этот анализ и даст ответ на вопросы: в каком направлении необходимо двигаться дальше и как сделать наш футбол более конкурентоспособным на международной арене. Так что переход в Лигу А не просто желателен, но и необходим.
— Вы как никто другой следите за тенденциями в российском и мировом футболе. Как объясните, что в 12 матчах представители РПЛ в еврокубках не одержали ни одной победы?
— Тенденция эта давно понятна. Не самая высокая конкурентная среда в РПЛ, в которой некоторые матчи проходят при низкой интенсивности игровых действий. Это и не позволяет нашим командам достойно выглядеть в Лиге чемпионов даже в функциональном плане. Говорим тренерам об этом, ведь футбол в последнее время стал моложе, быстрее и атлетичней. Если не обратим на это внимание, то нашим клубам в еврокубках будет не по силам обыграть даже среднюю европейскую команду, не то что «Баварию», «Челси» или «Севилью». Не хватает нашим командам атлетичных и сильных игроков для решения серьезных задач. Это касается как клубов, так и сборных. Мы об этом знаем и постараемся вместе с тренерами решить существующую проблему.
— Вы сказали о помолодевшем футболе, но вместе с ним в РПЛ помолодел и тренерский цех. Можно ли сказать, что произошла смена поколений? Чем сегодняшние тренеры в первую очередь отличаются от предшественников?
— Не назову процесс смены поколений законченным. Более того, хотел бы его немного даже притормозить, чтобы наши мэтры еще поработали. Если же говорить о более молодых специалистах, то их отличительной чертой является то, что большинство из них имеют опыт выступления в ведущих европейских лигах. Они более психологически подготовлены к общению с молодым поколением игроков, что крайне важно в социальном плане. Но есть и обратная сторона медали: далеко не каждый из молодых тренеров способен найти свой творческий путь и обладает узнаваемым тренерским почерком. Но тенденция к усредненности кадрового тренерского состава, как и футболистов, сейчас наблюдается во всем мировом футболе. Наша задача найти и помочь раскрыться творческим личностям, которые способны сделать наш футбол сильнее во всех отношениях.
— Еще совсем недавно едва ли не единственным тренером-иностранцем в РПЛ был почти русский Миодраг Божович, а сегодня иностранные специалисты работают и в «Спартаке», и в «Динамо», и в «Локомотиве». Почему иностранцы снова в моде?
— Это отдельные решения клубных руководителей, но, как мне видится, ни один иностранный специалист не привнес в наш футбол ничего нового. Мы наблюдаем за их работой, которая может быть успешной или не очень, но они ни в чем не превосходят наших тренеров, чьи рабочие места занимают.
— Пора возвращать налог на иностранных тренеров, отмененный лет 5 назад, против чего вы тогда возражали…
— Это решение было принято Исполкомом РФС, а сам вопрос — прерогатива Объединения отечественных тренеров, которое и должно выносить его на обсуждение. Не думаю, что сегодня подобная инициатива найдет всестороннюю поддержку, ведь о массовом завозе иностранных специалистов, как это было раньше, речь не идет. Через год-два тренеры-легионеры покинут наш чемпионат, а их места, возможно, займут их российские коллеги. Обращу внимание лишь на то, что в последние годы чемпионами РПЛ становились исключительно отечественные тренеры.
— Вместе с «Краснодаром» дебютирует в Лиге чемпионов и тренер «быков» Мурад Мусаев. Первый блин вышел комом?
— Давайте дадим Мураду Мусаеву допечь этот блин, а давать оценку его дебюту еще не время. Не стоит забывать о травмах, о больных коронавирусом в стане «быков», о силе соперников, о неопытности. Как известно, за одного битого двух небитых дают. Нашим тренерам, в том числе и Мураду Мусаеву, надо дать возможность спокойно работать. А результаты придут.
— За редким исключением клубы РПЛ, в том числе и большинство лидеров, стараются играть вторым номером. Эта мода, на ваш взгляд, оправданна? Порой складывается ощущение, что наши еврокубковые представители страдают от такого стиля в национальном чемпионате, и все лишь для того, чтобы быть готовыми достойно отбиваться в паре-тройке матчей от грандов в Лиге чемпионов?
— Не думаю, что матчи РПЛ стоит рассматривать как подготовку к еврокубкам. Наши команды так играют всегда, это выбор главных тренеров. Научно подтверждено, что в большинстве своем команды, добивающиеся высоких результатов, играют на быстрых ответных атаках или, как чаще говорят в болельщицкой среде, вторым номером. Это дает преимущество в преодолении пространства на поле. Так играла сборная Франции на победном для нее ЧМ-2018. Так играет Италия, отчасти Германия и многие ведущие национальные команды. Другое дело, что частота этих вылазок зависит от частоты отбора мяча у соперника, а в этом мы заметно уступаем ведущим европейским командам. Много времени проводим в позиционной обороне, не вступая в борьбу с передвижением по полю. Для более высокой эффективности необходимо более агрессивно вступать в отбор мяча. Для этого необходима отменная физическая форма и выносливость, о недостаче которых мы уже говорили.
— За работой какого тренера РПЛ вам интересней всего следить сегодня?
— Очень интересно, получится ли у Леонида Слуцкого создать крепкую команду в «Рубине». Не без интереса наблюдаю за приходом Игоря Черевченко в «Химки», которые с новым тренером преображаются от матча к матчу и играют тактически очень выверенно и правильно. Внимательно слежу и за работой немецкого специалиста Сандро Шварца в «Динамо», но для более четкого анализа его работы он должен пройти с командой более длинный путь.
РПЛ. 14-й тур
«Динамо» (Москва) — «Локомотив» (Москва) — 5:1, «Зенит» (Санкт-Петербург) — «Краснодар» (Краснодар) — 3:1, ЦСКА (Москва) — «Ростов» (Ростов-на-Дону) — 2:0, «Химки» (Химки) — «Рубин» (Казань) — 2:0, «Тамбов» (Тамбов) — «Ахмат» (Грозный) — 0:1, «Арсенал» (Тула) — «Ротор» (Волгоград) — 1:1, «Урал» (Екатеринбург) — «Спартак» (Москва) — 2:2, «Сочи» (Сочи) — «Уфа» (Уфа) — 1:1
Бомбардиры
Артем Дзюба («Зенит») — 7 голов (1 с пенальти). Кристиан Нобоа («Сочи») — 7 (3). Эсекьель Понсе («Спартак»), Александр Ерохин, Сердар Азмун (оба — «Зенит»), Никола Влашич, Константин Кучаев (оба — ЦСКА) — по 6 (0)