«Все платят деньги, Сафин и Кафельников тоже будут платить»

Экс-теннисист Андрей Чесноков оценил скомканный из-за пандемии сезон, выступление россиян, а также вспомнил о прошлом

Скомканный из-за пандемии теннисный сезон близится к своему завершению, друг за другом прошли два турнира Большого шлема, которые принесли и сюрпризы, и скандалы, сейчас в разгаре турнир в России St. Petersburg Open, временно получивший категорию ATP 500. Результаты прошедших турниров, влияние пандемии на игроков мы пригласили оценить экс-теннисиста Андрея Чеснокова, а также дать прогноз на финал соревнований в Санкт-Петербурге и ответить на вопросы читателей.

Экс-теннисист Андрей Чесноков оценил скомканный из-за пандемии сезон, выступление россиян, а также вспомнил о прошлом
Андрей Чесноков

О потерянном сезоне

- Андрей Эдуардович, этот сезон можно назвать потерянным для тенниса, несмотря на то, что многие турниры организаторы все же умудрились провести?

- Ну если с февраля месяца до августа был полный застой, а сегодня планировать календарь на будущее просто невозможно, то сезон действительно странный. Уже восемь месяцев я просто тренирую ребят. Это все равно, что 8 месяцев топтаться на месте. Тренировки — это одно, когда теннисист играет и выступает на официальных соревнованиях, тренер видит над чем нужно работать, что нужно поменять в тренировочном процессе, чтобы игрок двигался вперед. Или вышел он, сыграл на одном турнире. Так он вышел туда с большими глазами, ничего не соображает, как двигаться, куда летит мяч, как летит. Игрок должен выступать каждую неделю.

Когда идет официальный турнир, нервная система теннисиста напряжена максимально. Игроку нужны матчи, с каждым матчем он поднимается вверх. Именно с матчами и с победами тренируется психика и растет уверенность. А сейчас этого нет, сейчас полный застой.

- В этом году на каждом из турниров теннисисты попадали в очень непривычные для себя условия: ограниченное число членов команды, жизнь в «пузыре», постоянные тестирования и страх, что тест окажется положительным и тебя снимут с соревнований. Как это могло сказаться на их форме, на психологической устойчивости?

- Вы знаете, я, конечно, не медик, я - теннисист, но то, что происходит с пандемией в мире сейчас, это настоящая истерика. Словно на нас напала неизлечимая чума. Бедный игрок выходит на корт в маске, но рядом с ним никого нет, кого он может заразить или от кого заразиться. Потом он снимает эту маску и играет без нее. Мне сложно комментировать эту историю. По идее, здоровые люди, без хронических заболеваний, должны быть защищены своим сильным иммунитетом от этой заразы. А эти тестирования иногда просто бесполезны: сегодня вечером сдал тест – он отрицательный, завтра утром сдал тест – он уже положительный. Тогда уж каждый час надо тестировать.

О российской Большой тройке

- Чувствуете, что с появлением Медведева, Рублева и Хачанова популярность тенниса в России возросла?

- Так происходит в каждой стране, когда идет волна «великих». Помнится, две первые строчки в рейтинге занимали немецкие теннисисты - Борис Беккер и Штеффи Граф. И популярность зашкаливала, а потом пошел спад. Сейчас у Германии есть Александр Зверев. В нашей стране то же самое. Подъем был, когда играли Кафельников и Сафин. Потом они ушли, зато появилась целая плеяда девушек - 5 наших теннисисток были в топ-10! А в мужском теннисе до Хачанова, Рублева и Медведева, когда меня спрашивали, какие результаты ждать от мужчин на турнирах, я всегда говорил, что если пройдут в третий или четвертый круг, будет большой успех.

- Как оцените выступление Дани Медведева на US Open и «Ролан Гаррос»?

- Конечно, мы хотели видеть Даню на пьедестале почета в Нью-Йорке, и все расстроились, что он пробился только в полуфинал. Но с другой стороны, быть в полуфинале US Open... Иногда нужны десятилетия, чтобы игрок дошел до такого результата. Но это нормально, что мы хотим от наших ребят максимальных достижений. И это здорово, что у нас есть игрок, который на сегодняшний день уже может выиграть один из турниров Большого Шлема.

А на «Ролан Гаррос» он проиграл в первом круге, но соперник для стартового матча ему попался крайне сложный — Мартон Фучович. Иногда не только надо быть в хорошей форме, но еще и везение по сетке иметь.

- Медведев каждый год на «Ролан Гаррос» вылетает в первом круге...

- И ничего страшного. Даня еще молод, у него есть возможности выиграть один из больших турниров.

- Ему некомфортно играть на грунте? Или теннисисту такого уровня должно быть все равно?

- Когда он в прошлом году выдал шедевральную американскую серию, то можно было точно сказать, что именно на харде он чувствует себя, как рыба в воде. Но, с другой стороны, он все-таки обыграл на земле в Монте-Карло Джоковича. А Джокович и на грунте - один из самых лучших игроков в мире. Это говорит о том, что Даня - универсальный игрок, он может играть везде абсолютно, и на земле, и на харде, и на траве. Но нужна уверенность, которую перед началом сезона он не получил. Потому что календарь был скомканный.

О профсоюзе Джоковича и финансовых проблемах игроков

- В конце августа Новак Джокович и Вашек Поспишил вышли из Совета игроков ATP и основали свою ассоциацию игроков, которая обещает взять на себя многие вопросы, которые не затрагивались или не могли решиться в ATP или WTA из-за конфликта интересов всех, входящих в организацию. Это в том числе и финансовые вопросы. Как считаете, это приведет к расколу? Потому что ведь не все топ-теннисисты поддержали идею.

- Я не знаю всех нюансов, к сожалению. Мне было бы интересно почитать устав или какие-то внутренние документы. Но Джокович и Поспишил молодцы, все, что они говорят, очень интересно. В любом случае, организация-конкурент позволит всем заинтересованным сторонам проявить больше гибкости. А оплата труда теннисистов - это очень горячая тема. Вот, например, сейчас идет расследование о сдаче матча одной из теннисисток. Никого не хочу защищать, но вы можете представить, что такое трехсотый игрок в мире? С таким рейтингом он еле сводит концы с концами. Ну сколько он зарабатывает в год? 50-70 тысяч долларов или евро, ну максимум 100 тысяч. При этом нужно содержать свою команду, оплачивать тренера, физиотерапевта и так далее. А представьте, что такое трехсотый футболист в мире? Его носят на руках, и он зарабатывает миллионы. И перерыв на пандемию не сказался на их зарплатах, а теннисисты вне топ-100 без турниров чуть зубы на полку не положили! Наверное, надо что-то изменить, чтобы у игроков не было соблазна сдавать матчи и получать грязные деньги.

О перспективах российского тенниса

- Вопрос от читателей. В какой-то период в стране стали открывать очень много теннисных школ. Как это повлияло на развитие тенниса?

- Помню 80-е, когда теннисных кортов было очень мало. В одно время на корте тренировалось 16 детей. Представляете, что это такое, когда одновременно тренируются 16 детей? А сегодня эти корты есть, но, в основном, все коммерческие. Историю расскажу. Однажды Сафин и Кафельников попросили меня найти теннисный корт, чтобы поиграть перед Кубком Кремля. Я пришел в один клуб в Москве, спрашиваю можно ли потренироваться у них Сафину и Кафельникову. Мне ответили, что они могут потренироваться. Решил утонить, а им нужно будет за это платить. На что мне ответили: «У нас все платят деньги, и они будут платить».

На сегодняшний день гораздо больше теннисных клубов, чем в 70-80-х годах, но в основном на первом месте всегда идут деньги, и родители выворачивают карманы, чтобы вырастить из своего ребенка чемпиона. Насколько бы ребенок не был бы талантлив, но если не будет финансовой поддержки со стороны Федерации тенниса или со стороны спонсоров, со стороны фанатичных родителей, которые будут верить в своего ребенка безгранично, из него невозможно сделать высококлассного игрока.

- А есть ли юниоры, за кем уже пора начинать следить?

- Сейчас такое время... Болото. Мне сложно кого-то назвать. Вот увидел девочку, которая обыграла в первом круге «Ролан Гаррос» Шелби Роджерс (19-летняя Камилла Рахимова — прим.ред.), мне она очень понравилась. Очень интересная девочка. Но понимаете, есть перспективные игроки, но когда турниров на пальцах можно посчитать... Сегодня нет турниров, чтобы спортсмены могли развиваться. Вот я работаю с Захаровым, он бы хотел в Европу куда-то поехать, в Италию или во Францию, но он не может даже визу сделать. Играть просто невозможно.

О прошлом

- Еще наши читатели интересуются, повлияло ли на вашу жизнь то, что вас очень ценил бывший президент России Борис Ельцин?

- Борис Николаевич еще не был президентом, но мы с ним тренировались на одних кортах, заканчивали одновременно, и он каждый раз приглашал меня пить чай. А потом он стал президентом. Но я не воспринимал его как президента, он был для меня человеком, с которым я пил чай. А как повлияло на мою жизнь? Честно говоря, не знаю, я к тому времени был уже сложившимся игроком. Хотя мне, конечно, было приятно. А на развитие тенниса его любовь к нашему виду спорта, конечно, повлияла.

- Вас сейчас узнают на улице?

- Даже великого Ленина, которого знали все от мала до велика, уже стали забывать. А я — гораздо меньшая часть истории нашей страны. Так что это нормально, что меня меньше помнят, меньше знают, меньше вспоминают. Все же сейчас время других звезд. Тот же Даня Медведев, Рублев, Хачанов. Это они должны светиться сегодня.

О прогнозах на St. Petersburg Open

- Хорошие шансы у Дани Медведева, мне кажется, что он уже соскучился по победам. Мне кажется, что Хачанов достаточно неплохо провел «Ролан Гаррос», и пусть проиграл там Джоковичу в трех сетах, он все равно молодец. А что касается Рублева, то он вообще в этом году играет здорово. Он выиграл турниров в этом году больше, чем кто-либо. Мне также понравился на US Open Борна Чорич. Стэн Вавринка тоже в порядке. Вообще, теннисисты должны быть голодны до побед, и надеюсь, турнир будет симпатичным и удачным для наших

Случай с Кафельниковым и Сафиным показал кто оплачивает "чемпионство"

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру