Женское одиночное катание России продолжает жечь лед. Казалось бы, всего лишь этап Кубка России. Казалось бы, звезд – ограниченное количество и в силу правил, и по ситуации (снялась Евгения Медведева), да и просто идет отбор на финал Кубка и чемпионат России. Но Александра Трусова, юниорки Камила Валиева и Дарья Усачева подняли градусный накал борьбы на высочайший уровень. И вновь подтвердили: любая очная встреча наших звезд на официальном льду превращает турнир в экстремальный по накалу.
Перед этапом виртуальное заочное «золото» металось между Сашей Трусовой и Камилой Валиевой. Очень разными и очень сильными. Максималистками. И обладающим элементами ультра-си. Легкой победы ни одной из них пообещать было нельзя. Что, правда, можно сказать о любой встрече наших топовых фигуристок. Каждая из схваток – огонь.
В короткой программе безоговорочно победила Камила. Не из-за судейского «произвола», не надо сотрясать воздух. Программа, в которой нельзя исполнять прыжки в четыре оборота (главный козырь Трусовой), в сравнении с компонентными фигуристками дается Саше сложнее. Это все знают и видят, особенно в «живом» сравнении. Есть бонусы за безукоризненное исполнение элементов, которые используют судьи. И спорить, по делу ли был проигрыш Саши, бессмысленно: открывайте протоколы и смотрите сами, пересматривайте прокаты, считайте бонусы. Кто хотел – тот давно уже это сделал. Судейские погрешности были, но на исход «мероприятия» не повлияли никак.
Но в той же проигранной короткой «Русская Ракета» совершила прорыв: исполнила аксель в три с половиной оборота. Он был докручен, не удался лишь выезд. А перед прокатом короткой программы Трусова показала публике, как она может делать чисто столь нужный ей аксель. Значит, осталось совсем чуть-чуть. Она его «дожмет».
Год назад, в финале Гран-при спортсменка на акселе упала. Потом – уже не рисковала. Дальше – случился обрыв сезона и переход к Евгению Плющенко. И сегодня столь важный и сложный прыжок выглядит, как движение вперед, а заодно и обоснование внезапно случившегося с Сашей «ветра перемен». Хотя (и эта оговорка будет преследовать нас «опять и снова») – совсем не факт, что не «надуло» бы аксель и в группе Тутберидзе. Как и то, что не была бы Саше в «Хрустальном» поставлена программа на медленную музыку. И то, что она не прибавила бы в хореографии: ведь, помимо занятий, есть еще и возраст, который в эмоциональной интерпретации работает на спортсменку.
Но отталкиваемся не от размышлений, а от увиденного: и в хореографии Саша заметно прибавила, и – можем расслабиться, в отличие от спортсменки и тренеров, – четверные не потеряла. Победу в произвольной программе она «выпрыгивала»: три четверных прыжка – два исполнены чисто. И – бонусные баллы от судей, которых так не хватило в короткой.
А вслед за произвольной последовал комментарий тренера Дмитрия Михайлова: подтвердил «замах» на пять четверных в произвольной. «Мы готовим физическую форму для их исполнения. Над дорожками и вращениями надо работать, потому что, как видим, за них ставят много бонусных баллов».
Сама Саша расскажет, что на сборе в Новогорске еще перед контрольными прокатами ей удавалось приземлить аксель чисто, работала много. А потом – что-то «щелкнуло», что именно – не знает, и, когда «почувствовала» прыжок, он стал достаточно легко получаться. Еще расскажет, что прыжки – это ее любовь, конечно, но стало нравиться и само катание, которому сегодня она уделяет много внимания. Что платье пришлось на произвольную пока достать из старых запасов, хотя и переделывали: выросла. И что не добилась на этапе, несмотря на победу, главной цели, к которой стремится – откататься чисто.
Никто не знает, как долго суждено проработать Саше Трусовой на льду «Ангелов Плющенко», разные ходят на эту тему разговоры, трансферное окно (или другое какое) покажет. Но главным должно остаться как раз вот это – потерять уникальную Сашу никак нельзя.
«Я приветствую новое тренерское поколение. Этери, конечно, поделилась с барского плеча, отдала половину, чтобы возникла другая группа. Но группа возникла, и там заработали тренеры – это очень важно», – ни добавить, ни убавить к словам Татьяны Тарасовой.
ХХХ
Болея за Сашу Трусову, вы переживали за Камилу Валиеву? И наоборот? Так ведь и должно быть. Уникальные спортсменки достойны грамотных и адекватных болельщиков. Саша при неудачно исполненной программе Камилы могла выиграть еще более убедительно, откатай всю программу без срывов. Но и Камила могла победить, не допустив ошибок в произвольной и использовав преимущество после короткой программы.
Чемпионка мира среди юниоров очень расстроилась неудаче в произвольной программе. Из двух четверных удался один, «а упасть с лутца – для меня это из разряда вон выходящего, это не для выступления по мастерам».
Столь жесткая оценка себя самой («так кататься нельзя!») родил сразу и вывод: «В произвольной буду работать больше, чем до этого, что-то в ней не так щелкнуло». Интересное слово: у Трусовой «щелкнуло» в плюс, у Камилы – в минус. Щелчки борьбы. С характером и обстоятельствами. А потом – и щелчки личных «счетчиков».
А произвольная программа Камилы на музыку «Болеро» Равеля, когда она исполнит ее чисто, будет потрясающей. Зря кто-то считает, что Валиева к подобной музыке не готова. Да, она вложит не те чувства, что могла бы более возрастная спортсменка, но и ее, юных эмоций, нам хватит в избытке. Просто не надо ждать чего-то из серии «сделай нам, как мы чувствуем». Знаменитая «Девочка на шаре» создаст под «Болеро» свой образ.
«Я читала, как создавалось это музыкальное произведение. Но у меня в этой программе другой образ – я изображаю Змею, и, если вы посмотрите на мой костюм, то сами все поймете, – объяснила Камила. – И мои движения по пластике будто повторяют движения змеи».
ХХХ
Юниорка Дарья Усачева ворвалась на лед в Москве вместо Евгении Медведевой. Потрясающе выступила на первом для себя взрослом этапе, показала себя во всей удивительной для многих красе. Элегантная, легкая, прыгучая. Только одно «но» - пока без ультра-си.
И, кстати, приоткрылся шикарный штрих, как готовятся спортсменки в «Хрустальном» для понимания образов. «Конечно, когда мы ставим программу, например, как «Ромео и Джульетта», то я готовлюсь не только на льду, – рассказала Даша. – Я и фильм посмотрела, и прочитала Шекспира на английском и русском. На английском, конечно, трудно, но попробовала. Все программы, которые нам ставят тренеры, очень насыщенные. В них все продумано до деталей, до мелочей, и ты не можешь ни на секунду расслабиться. Это сложно. Но насколько это сложно, настолько это и интересно. С помощью этой насыщенности можно отобразить образ, раскрыть и показать всю программу».