Двое оправданы, одна — нет. Выше CAS в спорте уже никого и ничего нет. Попытаться вернуть в мир честное имя можно в гражданском суде. Ольга Зайцева, Ольга Вилухина и Яна Романова еще до вынесения последних решений CAS подали уголовные жалобы в швейцарскую прокуратуру. Причина — поддельные подписи Григория Родченкова на части документов и отсутствие реакции на выявленные нарушения при вынесении приговора. МОК представил девять письменных показаний от бывшего руководителя московской антидопинговой лаборатории (обвинения в адрес российских спортсменок основаны на его показаниях), но независимые британские и немецкие эксперты выявили подделку подписи.
Поддержки у российских биатлонисток со стороны международного сообщества не было. Никто не выступил даже в защиту хорошо известной всем соперницам мира Ольги Зайцевой. Безупречная репутация оказалась вообще не важна в криминальной драме, которую связывают с Россией. Лишь Вольфганг Пихлер отчаянно сражался за спортсменок, тренировавшихся под его руководством, — и в суде, и в комментариях. Он не раз называл Родченкова лжецом и даже не стеснялся подвергнуть критике свою работу, переживая, что выступление в Сочи оказалось не очень успешным: не все получалось на трассе, скорости были невысокими. «Например, Романова отстреляла дважды на «ноль», а заняла 19-е место». И даже иронизировал, называя допинг, который мог не увеличить, а так замедлить скорость, «хреновым».
Но этот «хреновый» допинг нас преследует. Всем плохо. А рецепт счастья, то есть освобождения от подозрений и обвинений, никто пока не нашел. «Дело трех» завершило серию разбирательств, которая началась с 2017 года, когда дисциплинарная комиссия МОК взорвала информационное пространство дисквалификациями российских участников Игр в Сочи на основе выводов независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства во главе с Ричардом Маклареном. После апелляций с 28 спортсменов из 43 были позже сняты все обвинения, но 11 были признаны виновными в нарушении антидопинговых правил, хотя пожизненное отлучение от Олимпиад было заменено только на пропуск Игр в Пхенчхане.
Теперь, спустя три года после обвинения, суд не нашел подтверждения вины двух биатлонисток из трех. «Комиссия пришла к выводу, что Зайцева совершила нарушение антидопинговых правил в форме использования запрещенного метода (подмена мочи) и в форме использования запрещенного вещества», — говорится в решении CAS.
Оправданным надо отдать должное: вернув себе имя в спорте, они не хотят успокаиваться. «Надо отстоять честное имя нашей лучшей спортсменки (Зайцевой. — Ред.) и вернуть нашу общую медаль», — говорит Яна Романова. Слова коллеги поддерживает и Ольга Вилухина: «Кого забанить додумались: Зайцеву!»
Серебряную медаль эстафеты, конечно, жаль. Не для того завоевывали, чтобы вот так отдавать. Да и любую медаль жаль. Хотя общий зачет обескровленной Олимпиады в Сочи уже мало кого интересует. Вернулась Россия после возвращенной медали Вилухиной на второе место? Хорошо. Но за истерзанным общим в каждом из сочинских дел сегодня плачет и печальное личное: крест на прошлом и запрет на профессию.
Наказание Ольги Зайцевой закрывает для нее дорогу в спорте вообще. Детской школой она руководить не сможет, тренировать не сможет, даже в качестве почетного гостя на торжественное мероприятие вряд ли кто позовет. Недавнее выдвижение кандидатуры знаменитой спортсменки на выборы в правление СБР — ярчайший тому пример. Последовавшая за выдвижением негативная реакция с разных сторон привела к снятию собственной кандидатуры самой Ольгой.
Министерство спорта рекомендовало регионам не привлекать к работе в спорте тех, кто был дисквалифицирован. Рекомендация понятна. Да и у того же СБР в международной структуре биатлона все последние годы — стабильное положение стоящего на одной ноге. Полное восстановление в правах еще даже не приблизилось, поэтому нарываться на неприятности даже во имя любимицы страны никто не будет.
«Решение CAS неправильное, оно не про меня. Даже если апелляция займет годы, я буду бороться», — сказала сразу после оглашения приговора Зайцева, заявив, что обратится в гражданский суд Швейцарии. Правовое поле для Ольги — единственная надежда на продолжение легальной жизни в спорте. Теперь надежда перемещается в гражданский суд.
«Мы возобновляем дело о клевете со стороны Родченкова», — утверждает и адвокат спортсменок Алексей Панич. Речь о том, что еще 20 февраля 2018 года в Верховный суд Нью-Йорка поступил иск от трех российских биатлонисток, обвинивших Родченкова в клевете и распространении заведомо ложных сведений, порочащих репутацию истца. Теперь двое из подававших тот иск оправданы Спортивным арбитражным судом. И хочется следовать наивной логике — значит, клевета подтверждена?