Правила жизни Александра Овечкина: "Поставил себе цель"

Одному из лучших хоккеистов в истории исполняется 35

«Я поставил себе цель — и я к ней иду. Менять любимое дело на гулянки и дискотеки — это, считаю, нужно быть дураком…»

Саша Овечкин глянул на репортера, задающего дурацкие вопросы, так серьезно, будто это мне было 18, а ему — почти четвертый десяток.

Одному из лучших хоккеистов в истории исполняется 35
Фото: nhl.com / capitals

Хотя на самом деле, конечно, дело обстояло ровно наоборот. И я уже возглавлял в январе 2004-го отдел спорта «МК», а он, не выбранный даже на драфте НХЛ «Вашингтоном» и, само собой, не выигрывавший пока ничего на взрослом уровне — ни мировой чемпионат мира, ни российский, ни тем более Кубок Стэнли, — считался при всем ослепительном таланте своем перспективным, разумеется, но так это ж посмотреть надо еще, что будет дальше-то…

А Саша помолчал немного — и продолжил:

«Неправильно некоторые ребята делают. Лучше потерпеть, потренироваться, заработать себе имя, славу, а потом уже гулять, развлекаться».

Когда вспоминаешь тот разговор — многое становится понятно в Овечкине сегодняшнем.

Успешном хоккеисте, да что там — одном из лучших в истории форвардов. Чей бросок из левого круга вбрасывания стал таким же фамильным знаком качества, как пас Гретцки или гол по-бобровски — из-за ворот.

…Где мы могли познакомиться?

Конечно, в «Лужниках». На Малой спортивной арене, где тогда принимало соперников московское «Динамо».

Команда, с которой он связан не то чтобы с пеленок — раньше даже: папа и мама, 2-кратная олимпийская чемпионка по баскетболу Татьяна Овечкина, динамовцы же самые настоящие, бело-голубая кровь!

И он сызмальства не только на баскетбол ходил болеть, но и на футбол. Хотя околдовал маленького еще Саню хоккей: по семейной легенде, которую за давностью лет затерли уже в болельщицких кругах до ужаса, буквально в два года он замер, увидев настоящие доспехи. Ему купили, конечно, или достали, как тогда, в СССР, было привычнее говорить: недаром же мама — легенда нашего спорта.

«Я и сейчас не считаю, что хоккей — это профессия, — говорил мне Саша. — Это любимое дело. И я с удовольствием отдаю ему все силы. Душу вкладываю».

А потом рассказывал, что понял еще в детстве, когда начало получаться только: «это мое».

Даже иногда школу пропускал, чтобы больше тренироваться. Но учителя шли навстречу:

«И я им очень благодарен за то, что не вставляли палки в колеса. Наверное, они просто хорошо понимали: парень серьезным делом занимается, а не по подъездам шляется».

Чем он вообще сразу поразил — открытостью своей, искренностью, даже какой-то в хорошем смысле слова беззащитностью (хотя вот уж с кем это совершенно не вяжется, если вы Овечкина хоть раз на льду видели — воин!).

Легко признал, что с оценками у него вообще-то было так себе. И «двойку» за полугодие по литературе опровергать не стал:

«Не очень хорошо учился. Такой был атаман. С девчонками там поцацкаться, похихикать… И поведение было не слишком хорошее.

Но все равно учителя любили. Постоянно смеялись — со мной весело было. Вообще школа (это 596-я на «Речном») прекрасное впечатление оставила. Память на всю жизнь».

Да, и на вопрос: «любимый предмет в школе?» — Саша с улыбкой отвечал: «Физра. И труд… Ну, наверное, еще алгебра. Там учительница прекрасная была — Елена Григорьевна. Ко мне хорошо относилась, помогала».

Потом он так же трогательно рассказывал про динамовских болельщиков, которые могут подойти и даже упрекнуть, что не так сыграл. Про родителей, конечно:

«Отец всегда переживает, подсказывает, где ошибки. Везде со мной! На тренировках даже… Никуда не отпускает. Не держит, конечно, в наручниках у батареи. Наоборот: «Ты уже взрослый — думай своей головой». Раздражает родительская опека? Нет. А что может раздражать? Родители — это святое. Они тебя воспитали, любят тебя… Надо жить с ними дружно. Радовать своими достижениями».

И он опять смотрел на меня как на человека, который не понял еще в жизни что-то важное. И рассказывал про первый вызов во взрослую сборную в 17 лет. Про благодарность легендарному Тихонову Виктору Васильевичу, который не побоялся пригласить 17-летнего парня. И про то, что не было там никакой дедовщины:

«Наоборот, старшие поддержали! Сказали: не стесняйся, бери на себя, играй как привык…»

И еще — про юниорский чемпионат мира, на который поехал в 16 лет и сокрушил там рекорды результативности, забросив за турнир аж 14 шайб. И якобы даже пообещал извиниться за это перед великим динамовцем Александром Мальцевым, чье достижение он и побил:

«Да нет, не было такого, это выдумали газеты. Да и зачем извиняться? Ведь я же не преступник, который сделал что-то плохое. Наоборот, думаю, он порадовался за меня!»

Кстати, кумиром маленького Саши Александра Николаевича тоже газетчики зря называли, хотя, безусловно, в чем-то Овечкин на Мальцева и ориентировался:

«Стараюсь быть похожим в некоторых моментах. Видел записи его игры. Ну и тренировались вместе, когда меня, молодого, пускали к себе ветераны — была такая команда «Русское золото». Там Мальцев постоянно подсказывал мне, финты показывал всякие… Но, в общем, честно скажу — хочется свою игру делать. Чтобы на меня уже равнялись».

И на него давно уже равняются.

Равняются как на хоккеиста. Потому что это он, Овечкин, трижды уже становился чемпионом мира в составе сборной России (причем с разными тренерами — и с Вячеславом Быковым, и с Зинэтулой Билялетдиновым, и с Олегом Знарком!), а в первый свой сезон в лучшей хоккейной лиге мира, заокеанской НХЛ, выбил сразу два суперпоказателя — 50 шайб и 100 очков.

Потому что это он потом устанавливал многочисленные рекорды.

Становился лучшим хоккеистом чемпионата. И 9 (!) раз — лучшим снайпером. И до Уэйна Гретцки с его вечным рекордом по голам не так много ему осталось — меньше 200. Если учесть, что Саша почти каждый год по 50 шайб забрасывает. В этом году, правда, вышло чуть меньше, 48, — но ведь и чемпионат регулярный из-за пандемии недоиграли…

Равняются и как на человека. Настоящего русского парня.

Потому что это он, Овечкин, после трагедии в ярославском небе начал играть в нагруднике с эмблемой «Локо».

Потому что это он помогает самым разным детским домам. И в разные детско-юношеские школы форму покупает. И обижается (даже на маму), когда об этом рассказывают: «Зачем? Это же не ради пиара!»

А мудрая Татьяна Николаевна объясняет сыну: «Да, рассказываю, потому что надо быть примером. Чтобы и другие так же делали».

…Что пожелать тебе на 35-летие, Саш?

Оставаться таким же. Человеком и хоккеистом.

И выиграть наконец Олимпийские игры. И побить рекорд Гретцки.

Возражать не будешь ведь?

И чтобы сыновья выросли — тоже достойными людьми и классными спортсменами. Бог даст… Старший, Сергей, вон как жонглирует шайбой уже в свои-то два года!

***

Илья НИКУЛИН, партнёр Овечкина по «Динамо» и сборной России:

«Могу долго говорить про Сашу, рассказывать, какой он великий хоккеист, личность и настоящий друг — искренний, порядочный, честный... Но главное — что всё это проверено многолетней дружбой! Я мог бы, конечно, пожелать ему не меняться... Но зачем, если ясно, что раз Саша не изменился за столько лет — то уже и не изменится. Просто спасибо ему, за то, что он есть! С днём рождения!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28366 от 17 сентября 2020

Заголовок в газете: Русский парень Саша Овечкин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру