Есть какие-то сферы жизни, в которых большинство из нас ни бум-бум. Можем поверить кому-то на слово. Или не поверить. А можем просто пожать плечами: не понимаем. И начать ожидать понимания.
За последние пять лет столько непоняток в нашем спорте накопилось, что еще одна — просто в копилку. Отстаивать Гануса демонстрациями никто не пойдет. Даже больше: судьба его личная, при всех страшноватых сообщениях в Твиттере («официально заявляю: я люблю жизнь, я не буду кончать жизнь самоубийством… могут быть инсценировки, я упреждаю недоброжелателей»), мало кого через некоторое время будет интересовать.
Когда Юрий Ганус собрал многочасовую пресс-конференцию после вброса о допущенных им финансовых нарушениях, чувства были сложные. С одной стороны — молодец, идет на опережение, проблему не замалчивает. С другой — опять наговорил с три короба: он борется, остальные — почти преступники. Сказал: все ложь и чушь, никакие миллионы я не тратил. Язык иностранный — да, изучал за счет компании, на то была необходимость, связанная с многочисленными переговорами.
Насчет «ни бум-бум». Как выяснилось из опубликованного аудита, на язык ушло 269 тысяч. Много это или мало? У меня, например, ребенок занимался с носителем языка. Начальная цена была — 2500 за час. Два занятия в неделю, итого — 5 тысяч, которые умножаем на четыре недели. Это уже 20 тысяч. Если занятия 10 месяцев в году (каникулы убираем), то — 200 тысяч. Ребенок — не гендиректор РУСАДА, понятно, что кошелек — мамы с папой. А что, гендиректор не может за счет компании поучиться, если уровень до сих пор не подтянул, пусть уже и пять высших образований имеет? Или это реальное злоупотребление служебным положением?
И этот пункт нарушений — пожалуй, единственное, что мы можем обсудить на рядовом уровне понимания финансовых документов. Остальное для нас — за гранью. Не понимания, а компетенции. Помимо затрат на обучение в вину Ганусу вменяется еще «конфликт интересов при заключении договоров», фальсификации подписей, поездки на такси. Короче — финансовые нарушения. Еще короче — дано поручение нынешнему и.о. гендиректора юристу РУСАДА Михаилу Буханову обратиться с соответствующим заявлением по факту выявленных нарушений в правоохранительные органы РФ.
Потому что, как объяснил президент ОКР Станислав Поздняков, в свое время ОКР и ПКР на правах учредителей РУСАДА выступили гарантами получения агентством прямого субсидирования из госбюджета, что позволило обеспечить операционную независимость РУСАДА от любых спортивных организаций и структур. И именно ОКР и ПКР несут ответственность за надлежащее расходование государственных средств. «И для нас принципиально важно, чтобы финансовая деятельность велась прозрачно, в соответствии со всеми нормами права, в том числе закрепленными в уставе организации».
Так закончились три года высокой должности для Юрия Гануса. Исходим из того, что в правоохранительных органах в финансовых тонкостях — «бум-бум» и во всем разберутся. Если Ганус как руководитель не виноват — его оправдают. Но вот на место гендиректора РУСАДА он уже не вернется. Нового руководителя выберут на конкурсной основе в течение шести месяцев.
● ● ●
«Юрий Александрович и Маргарита Андреевна! (Заместитель гендиректора, подробно рассказывающая в последние годы о работе РУСАДА, Маргарита Пахноцкая сама подала заявление об уходе с поста. — Прим. ред.) Большое спасибо за то, что все эти годы боролись за нас и пытались помочь. В очередной раз стало ясно, что российскому спорту не нужны профессионалы, а нужны удобные люди. Не ведают, что творят», — написала Мария Ласицкене.
● ● ●
Мы любим несогласных: типа звучит голос правды. Юрий Ганус звучал много, даже чересчур. Это будоражило. Потому что — нестандарт. Потому что вроде как называет вещи своими именами. Как рассказал про «допинговые скелеты» в российском шкафу, так и долбил в одну точку. И всех вроде как держал в тонусе. Буквально шквальный стиль руководства. По крайней мере — озвучивания своих мыслей. Еще — явно не командный игрок в современной чиновничьей среде. Это мы тоже любим, когда обличает без пиетета, неприкасаемых нет, и каждая речь — как манифест, с цитатами нарасхват.
Он возглавил РУСАДА, но был нисколько не политик, нисколько не медик, в спорте не засвеченный. И пришел на ключевую должность для российского спорта по конкурсу. «Я думал: где сойдутся все мои образования? Образование юридическое — после Института Генпрокуратуры. Образование университетское — это международные экономические отношения. Более 20 лет работал в международной сфере. Ну, вот инженерное морское образование — это, наверное, силовое, которое нужно для того, чтобы выстоять. Понимаете, это информационное поле, которое идет вокруг нас по поводу якобы коррупции, — люди даже не понимают, что мы выполняем… лично для меня это миссия. Как я могу там что-то воровать?»
Выражаясь языком советской классики, «красиво плыла эта группа в полосатых купальниках» в информационном поле — Ганус и Пахноцкая. Их сочной и прямолинейной подачи мыслей будет теперь даже не хватать. Хотя всегда жить в повышенном тонусе возбуждения трудно. Тема российского допинга, конечно, взрывная, но и тонус снимать надо. Хотя бы во имя дела. А еще есть слово «дипломатия». И любой чиновник столь высокого уровня обязан быть дипломатом. Тем более раз больше 20 лет проработал в международной сфере. Даже скелеты в шкафу требуют бережного отношения — иначе рассыплются.
А еще идет большая игра, все просчитывают ходы. Что может «ляпнуть» Юрий Ганус в следующий момент — наверное, стало головной болью для руководителей российского спорта. «Слуги дьявола» — конечно, красиво для заголовков, журналисты оценили, и «особое мнение» — вещь всегда ценная. Только вот, например, впереди у России — суд по поводу предполагаемых «манипуляций» с базой данных Московской антидопинговой лаборатории. Россия судится, потому что не согласна с тем, что они были. И набсовет РУСАДА с обвинениями в фальсификации не согласен. А у того же Гануса — особое мнение.
● ● ●
Это очень легко — сказать: его выгнали, потому что был неудобен. Да, у нас так часто и происходит. Но разложить увольнение руководителя РУСАДА (при том, что всем действующим лицам заранее была ясна последующая негативная оценка события со стороны WADA) на плюсы и минусы трудно. Да, он наладил отношения с международными антидопинговыми структурами, но при этом словно не входил в структуру российского спорта. Чужак в стае. Так быть не должно. Даже на переломном этапе. Темные пятна истории увольнения нам никто не подсветлит, но одно ясно: финансовыми нарушениями гендиректор явно подставился.
WADA теперь обеспокоено его увольнением, а голос обличителей России в допинге — немецкий журналист Хайо Зеппельт — пишет о «невероятном»: уволен, мол, «единственный человек, который кажется заслуживающим доверия и действительно заинтересованным в фундаментальных изменениях в российском спорте». Но, похоже, даже Зеппельт на сей раз в некотором замешательстве. Иначе «кажется» не было бы.
«Решение об отстранении Гануса было принято исключительно на основе выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности», — подчеркивают учредители. И к операционной деятельности — проведению тестирования, антидопинговой просветительской работе и т.д. — вопросов нет.
● ● ●
Станислав Поздняков не скрывает, что уволенный чиновник сделал для российского спорта немало. «От лица учредителей РУСАДА хочу отметить безусловные заслуги Юрия Гануса в реформировании агентства и выстраивании прочных отношений со Всемирным антидопинговым агентством. Высокопрофессиональная команда РУСАДА продолжит активную деятельность по проведению допинг-тестирования и повышению антидопинговой культуры среди наших спортсменов всех возрастов, в чем достигла существенных успехов за последние годы». И подчеркивает, что решение об увольнении — абсолютно в правовом поле, а операционная независимость РУСАДА сохранится. Перед и.о. учредителей поставлена задача: сохранить положительное и избавиться от финансовых нарушений.
«Поскольку дело о несоответствии РУСАДА находится на рассмотрении в Спортивном арбитражном суде, WADA будет продолжать внимательно следить за развитием событий вокруг РУСАДА», — заявляет WADA.
Мы сейчас прямо как они: тоже продолжаем следить. Верим кому-то на слово. Или не верим. А можем просто пожать плечами: не понимаем. И продолжаем ожидать понимания.