Разговоры о допуске болельщиков на стадионы начались внезапно. Вдруг на эту тему высказались Евгений Гинер и Леонид Федун, их поддержал президент «Урала» Григорий Иванов и председатель совета директоров «Локомотива» Анатолий Мещеряков. А генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов подтвердил, что РФС действительно выходил в правительство с такими предложениями.
Зачем это клубам? Леонид Федун давно говорил, что возобновление чемпионата без зрителей не имеет смысла — одни убытки. И сейчас тоже повторил: убытков будет полтора миллиарда, как минимум. Потому что на телевизионных контрактах, составляющих в среднем по лиге, около 4% доходов, они много не заработают. Впрочем, доходов от продажи билетов при возобновлении без зрителей клубы не дополучат, в среднем. меньше 10% - не самые большие цифры. Да, у «Спартака» и «Зенита» этот процент в сумме вообще с доходами от матчдэй больше, в отличие от большинства других клубов.
В первую очередь клубы заботят владельцы вип-лож и скайбоксов. Простой фанат еще может простить клубу остаток от неиспользованного абонемента за 7-10 тысяч, да даже если придется выплачивать компенсацию или делать скидку на следующий сезон, это будут не катастрофические потери. Самый большой доход от продажи билетов и абонементов приносят как раз «випы». И скорее всего, именно они, в первую очередь, и будут включены в те самые «десять процентов» от вместимости, которых Роспотребнадзор разрешил допускать на трибуны, по информации ТВЦ.
Гнетущая атмосфера пустых стадионов — это тоже проблема, о которой говорят представители клубов. Сейчас все посмотрели бундеслигу без зрителей и приуныли. Такой футбол смотреть не хочется. Впрочем, вип-болельщики вряд ли смогут обеспечить нужную атмосферу.
Разумеется, помимо ограниченного числа зрителей, оговариваются и другие меры: носить маски, перчатки («Спартак» даже готов раздавать брендированные средства защиты перед матчем), развесить везде санитайзеры и измерять температуру. Только каждая ограничительная мера тащит за собой определенный клубок проблем, которые тоже предстоит решить.
Какие могут возникнуть трудности? Стадион «Зенита» вмещает 62 тысячи зрителей (10 процентов — 6 тысяч человек), у «Спартака» это будет 4 тысячи с лишним. Так что простым болельщикам какое-то количество мест все-таки перепасть может. Но как это решать, если у того же «Спартака» абонементов продано намного больше?
В марте, в самом начале эпидемии, когда московские власти ограничили число зрителей на мачтах пятью тысячами человек, ЦСКА, например, пришлось проводить жеребьевку: на домашний матч с «Уфой» сходили владельцы абонементов в нечетные сектора, на «Зенит» должны были пойти «четные», но к моменту мачта с «Зенитом» уже отменили и зрителей, и футбол.
Допустим, потоки разведут, тепловизоры поставят, маски раздадут, санитайзеры расставят (и все это опять же дополнительные расходы, в том числе и на максимальную дезинфекцию трибун, кресел, поручней, ограждений и пр.). Только пока так и не ясно, кто это будет контролировать.
Кстати, в Правилах поведения зрителей при проведении спортивных мероприятий в части, касающейся запретов, есть пункт «д», который гласит, что зрителям «запрещено скрывать свои лица, в том числе использовать маски». Правда, там же на всякий случай оговаривается: «за исключением случаев, специально установленных организатором официального спортивного соревнования».
На каждом стадионе установлена система, которая с помощью камер может определить нарушителя, проследить за его передвижениями и на выходе без шума задержать. Хотя в российском футболе это далеко не всегда работает, но не означает ли это, что теперь бросившего файер просто не найдут?
Дмитрий Бугров, фанат ЦСКА и сотрудник отдела по работе с болельщиками, накануне выложил в свой Инстаграмм видеообращение, в котором тоже призвал допустить зрителей на стадионы, пусть и в ограниченном количестве.
- Мы сейчас смотрим немецкий футбол, играют классно. Но он не настоящий какой-то. «Боруссия» из Менхенгладбаха посадила на трибуны картонных болельщиков. Честно скажу, мы тоже думали об этом. Но когда увидел это по телевизору, сразу парням сказал, что это похоже на кладбище. Как памятники картонные, - сказал Дмитрий корреспонденту «МК».
- Фанаты не боятся вируса?
- Мне лично не страшно. Если с умом подойти к этому вопросу, думаю, что многие болельщики пойдут. Пусть это мое личное мнение, но я даже в своем обращении сказал «мы», потому что уверен, что 90% тоже поддержат. Разумеется, я сначала посоветовался с ребятами из RB World (официальный фан-клуб ЦСКА — ред.). Фанаты наденут маски, перчатки, что угодно сделают, но пойдут.
- Особенно, если маски будут брендированные.
- Вот единственное, против чего я выступаю, это против одноразовых масок с символикой клуба. Одноразовые маски выбрасываются в помойку, а так нельзя поступать. А если многоразовые, двумя руками — за.
- Маски помогут скрывать лица, в них можно нарушать.
- Тут как раз наступит момент истины для нас, для отделов по работе с болельщиками, как мы можем выполнять свою работу, за которую клуб нам платит зарплату. С задачей не допустить скопления людей вместе на трибуне, поддерживая расстояние между ними, тоже как-то будем справляться.