Александра Костенюк: «За допингом шахматисты следят сами»

12-я чемпионка мира рассказала, почему финансовый удар для спортсменов ее вида не будет сильным

У российских шахмат очень красивое лицо. Александра Костенюк умеет талантливо рассказать, почему шахматы это интересно и даже захватывающе. Сейчас, в условиях пандемии, шахматные турниры тоже отменены и перенесены, и Александра, как и все, сидит дома на самоизоляции. Но этому виду спорта повезло — играть можно онлайн, тренироваться, сколько потребуется. Вот только день рождения шахматной королеве 23 апреля придется отмечать по Интернету.

12-я чемпионка мира рассказала, почему финансовый удар для спортсменов ее вида не будет сильным
Фото: David Llada

— Александра, у вас скоро день рождения, и это, наверное, будет самый запоминающийся праздник. Никто из нас никогда не праздновал свой день рождения в карантине!

— Да на самом деле обычный будет день, почти как всегда. Не припомню, когда и без пандемии я в последний раз отмечала этот праздник в большом кругу друзей, даже в детстве. Обычно с родными и самыми близкими друзьями идем в ресторан. Ну да, сейчас ресторан будет домашним, а круг присутствующих — еще уже. Но, повторюсь, обстановка для меня будет в общем-то привычной.

— И совсем не обидно, что столько ограничений?

— Немного обидно, да. Обычно в этот день я бываю на турнирах и играю в шахматы. А сейчас наконец-то нахожусь в свой день рождения в Москве и могла бы собрать друзей. Но, с другой стороны, сейчас есть социальные сети, и можно слышать и видеть всех близких на расстоянии. Поэтому одиноко я себя не чувствую. К тому же у нас с дочкой дни рождения идут подряд, у нее 22-го, у меня 23-го. Будем отмечать по Интернету. Сначала ее день рождения, потом мой.

— Будете готовить что-нибудь особенное?

— Надеюсь, ничего не буду готовить! (Смеется). Закажем вкусный тортик.

— Каких подарков ждете?

— Никаких особых подарков не жду, но получать их всегда приятно, согласитесь. И необязательно в день рождения. А вообще, поскольку сижу дома уже целый месяц, все чаще думаю о том, чтобы завести домашнего питомца. Но останавливает мысль, что пандемия и карантин когда-нибудь закончатся, начнутся турниры, и куда отдавать это милое существо, не ясно.

* * *

— Шахматы тоже попали под каток пандемии. На год перенесли шахматную олимпиаду, посреди соревнований прервали турнир в Екатеринбурге, отменили женский Гран-при в Италии. Какие у шахматистов в связи с этим могут возникнуть трудности? Уплотнение графика в будущем?

— Все очень индивидуально. Я всегда настраиваюсь на то, чтобы видеть плюсы. В последнее время у меня был очень насыщенный график турниров, часто они шли подряд. И в какой-то момент уже не хватало сил, мотивации, желания играть. Сейчас же наоборот — можно отдохнуть. Все турниры до сентября отменены, и пройдет ли в сентябре женский Кубок мира в Минске, никто не знает. Да и непонятно, какая ситуация будет в мире экономически, не потеряют ли шахматы из-за этого спонсоров и, соответственно, не последует ли уменьшение призовых фондов.

— Финансово шахматисты сильно пострадают? Теннисисты, например, сидят без денег, и им требуется помощь национальных федераций. А им приходится еще своим командам и тренерам платить.

— Да, с финансовыми проблемами в это время сталкиваются многие. Тяжелые экономические последствия будут во всех странах, и спортсмены тут не исключение. Но если сравнивать с теннисистами, то у шахматистов не такие заработки и не такие команды. И обычно мы платим по факту — если идет работа с тренером, ты занимаешься и платишь за это. Соответственно, тренировки можно приостановить. Плюс у сборной, как и у других олимпийских сборных во всех видах, есть зарплата в Министерстве спорта. Ее выплачивают независимо от результатов и соревнований. Если уж нас поставили на ставку в этом году, то даже если все турниры отменятся, этот минимальный заработок сохранится.

— Но есть те, кто не стоит на ставках...

— Это так. В этом случае у шахматистов тоже есть преимущество перед другими видами спорта — можно уйти в онлайн, проводить стримы, давать уроки. Сейчас многие шахматные клубы перешли на дистанционное обучение. Мы не так чувствуем этот финансовый удар, у шахматистов есть различные варианты дистанционной работы. Шахматы полностью не замирают с переходом на карантин.

* * *

— После долгого отсутствия напряженных турниров трудно будет снова настраиваться?

— Наверное, придется себя переламывать где-то, искать мотивацию. Если полгода не поиграть, то придется вспоминать, как это вообще происходит. Но опять же все будут в равных условиях.

— У шахматистов есть понятие — пик спортивной формы?

— Есть, и часто комментаторы во время соревнований как раз используют выражение: «сейчас этот шахматист находится на пике своей формы». Но что это такое и как на него выходить, не всем известно и не всегда. Мы часто двигаемся на ощупь. Иногда бывает, что работаешь, работаешь, и вдруг на важных соревнованиях голова перестает варить. Потом отпускаешь себя, делаешь перерыв, и все идет. Соскучиться по игре порой бывает намного важнее, чем заниматься до умопомрачения. Но опять же все это очень индивидуально и не ясно, когда выстрелит. Важно, каким ты психологически подойдешь к турниру, насколько правильно настроишься, насколько физически будешь готов.

— А если с точки зрения шахматных тренировок? Остальные спортсмены резко снизили свои нагрузки, у вас, наоборот, много возможностей тренироваться.

— Да, мы и играть, и тренироваться можем. Моя дочь занимается в теннисной академии, и у нее все закрылось — корты, площадки. Но можно просто обидеться на то, что все идет не так и сесть на диван, а можно включить компьютер или загрузить на телефон приложение с тренировками.

— Перегружать себя тренировками сейчас шахматистам тоже не надо? Чтобы не «наесться» до сентября?

— Можно и так сказать. Хотя если ты совсем отойдешь от этих тренировок, потом будем намного сложнее обратно возвращаться в русло. Нужно все-таки оставаться в тонусе, но не перегружать себя. Можно неделю так отзаниматься, что потом не захочешь видеть шахматы. Но это моя точка зрения, у кого-то может быть свой подход.

* * *

— Наверняка не все знают, что шахматистов тоже тестируют на допинг, правда, только в соревновательный период. У спортсменов часто врачи и тренеры следят, чтобы они чего-нибудь не выпили или не съели. А у вас?

— Ну, во-первых, у шахматистов тоже есть врачи. А во-вторых, мы сами должны следить. Незнание законов не освобождает от ответственности. Но если есть какие-то вопросы, то обращаемся к врачу сборной.

— Там каждый год список обновляется. И вы за всем следите?

— Ну, приходится. Конечно, все ужесточают и ужесточают. Булочки с маком есть нельзя во время соревновательного периода, оказывается, как нам недавно сообщили. Но не могу сказать, что это главная проблема.

— Вы говорили недавно, что в последние годы постоянно думаете о завершении карьеры, но все равно продолжаете играть. А почему вообще у вас такие мысли возникают?

— Неудачи всегда заставляют задуматься, а нужно ли продолжать. Когда ты начинаешь понимать, что уже не тот уровень энергии, голова порой отключается. Бывает, настолько устаешь, что по окончании турнира тебе бы доползти до кровати и просто лежать несколько дней не шевелясь. Это все может привести к тем мыслям, что пора уже перепрофилироваться из профессионального спортсмена в непрофессионального. Но это нормальные человеческие мысли, которые возникают регулярно у каждого. Пока борюсь. Несмотря на частые поражения, победы тоже присутствуют. Если придется прекратить карьеру, убиваться не буду сильно по этому поводу. Потому что уже много чего было в моей жизни и будет, о чем рассказать на пенсии.

— И можно будет полностью наслаждаться жизнью.

— Жизнью всегда можно и нужно наслаждаться!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28246 от 22 апреля 2020

Заголовок в газете: Александра Костенюк: «Шахматисты не едят булочки с маком»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру