Новые критерии — действительно новые, и не только для нас. И очень жесткие. Но, как говорят врачи, прописывая горькое лекарство, «не от хорошего принимаешь». Вот и эти критерии рождены совсем уж от плохого в огромном и прекрасном виде спорта. Вопрос для легкой атлетики России давно стоит уже так: или допинг убьет ее окончательно, или она — допинг.
В новых критериях все по высшей шкале наказания, но иначе нарушения из вида спорта, видимо, не вытравить. В сборной не может быть людей, нарушивших правила в течение последних пяти лет. Как четко формулируют его создатели основную заложенную мысль в критерии: люди, нарушающие антидопинговые правила, копают могилы не только себе, но и всем остальным. А два или четыре года дисквалификации плюс три года лишения возможности попадания в сборную по новым критериям еще — это уже целая жизнь.
Теперь в сборную не смогут попасть спортсмены, нарушившие правила после 18 ноября 2015 года. (Именно тогда совет учредителей WADA принял решение о несоответствии РУСАДА Всемирному антидопинговому кодексу. И после этого все пробы уже анализировали сначала за рубежом, затем уже в России.) Как и те спортсмены, конечно, что находятся под подозрением сегодня. В примечании уточняется, что учтена будет дата нарушения, а не дата принятия решения о наказании. То есть если спортсмен нарушил правила в 2008-м, а был наказан спустя время, после того же 2015 года, то под новое отлучение от сборной не попадет.
Есть, кстати, еще и перспективные критерии — они должны уже начать работать с 10 апреля этого года. Вице-президент ВФЛА и руководитель антидопингового комитета федерации Эдуард Безуглов комментирует их так: «С 10 апреля все будет жестче, и караться будет любое нарушение антидопинговых правил — и правил доступности, и связанные с применением всех субстанций и методов запрещенного списка. Срок — не менее трех лет лишения возможности для кандидата быть частью сборной, руководить региональной федерацией и т.д. Эти дополнительные меры приняты для усиления ответственности всех, кто работает сейчас в легкой атлетике».
Претендент на звание члена сборной России не имеет теперь права работать и с тренером, который был дисквалифицирован после 2015 года. Не могут быть включены в состав сборной также и спортсмены, по поводу которых федерация получила письменные рекомендации (указывающие на сомнительные обстоятельства) от Международной ассоциации легкоатлетических федераций. Как и от РУСАДА или Athletics Integrity Unit (независимого органа по защите целостности легкой атлетики).
Так что после формирования тренерским штабом списка членов сборной антидопинговый координатор ВФЛА проверит их в соответствии с критериями, затем по «сомнительным» кандидатурам будет сделан запрос в РУСАДА. Список непрошедших будет направлен в Министерство спорта.
Естественно, что сборы для тех, кто новым критериям не соответствует, будут закрыты. И в претенденты на вхождение в сборную они могут попасть не ранее чем через три года. А тренеры несовершеннолетних спортсменов — не ранее шести лет.
Эдуард Безуглов, кстати, подчеркивает, что по поводу таких тренеров были даже предложения навсегда лишать их возможности вернуться в состав сборной. «Тренеры, которые получают дисквалификации за применение их несовершеннолетними подопечными «тяжелых» препаратов, должны как можно дольше находиться вне состава сборных». То есть для них должен быть объявлен, выражаясь понятным современным языком, совсем уж длительный карантин.
По предварительным подсчетам, проведенным специалистами ВФЛА, из списка кандидатов в сборную будут вычеркнуты пять–семь человек.
Правда, в 2012 году МОК проиграл в спортивном арбитражном суде иск о том, что спортсмены, нарушившие антидопинговые правила, не могут участвовать в следующих Олимпийских играх. Дисквалификация, а потом еще и пропуск Игр — уже двойное наказание за одно и то же.
«Разработанные положения будут в рабочем порядке согласованы с комиссией по восстановлению ВФЛА, в состав которой, как известно, войдут эксперты и юристы Олимпийского комитета России, Министерства спорта России, Российского антидопингового агентства, представители комиссии спортсменов ВФЛА, международные эксперты. Именно разработанное положение главного тренерского совета и будет основным документом, на основании которого будут формироваться списки сборных команд. Я уверен в том, что все правовые аспекты будут нами соблюдены, а итогом будет формирование сборной на основе принципов чистого спорта и справедливой борьбы», — подчеркивает президент ВФЛА Евгений Юрченко.
● ● ●
А мировая легкая атлетика пытается хоть как-то выстроить дальнейшие планы. Официально объявлено, что период квалификационных турниров к Олимпийским играм в Токио приостановлен с 6 апреля по 30 ноября 2020 года.
Это решение было принято президентами региональных ассоциаций и советом World Athletics. Причем после консультаций с комиссией атлетов организации. Хотя недовольные все равно нашлись.
Результаты соревнований в этот период, в том числе мировые рекорды, будут по-прежнему регистрироваться в статистических целях, но они не будут применимы для установления квалификационного статуса спортсмена на Олимпиаду в Токио.
Если же ситуация с пандемией будет разворачиваться в сторону очищения стран от вируса, то олимпийский квалификационный период возобновится 1 декабря. Его окончание будет установлено МОК в зависимости от ситуации.
А спортсмены, которые уже отобрались на Олимпиаду в прошлом году, вновь подтверждать свое право на Игры не обязаны, их места в сборных никто уже не отберет.
Пострадавший от переноса Олимпийских игр чемпионат мира по легкой атлетике, который должен был состояться в 2021 году, перескакивает на год вперед: с 15 по 24 июля американский Юджин все-таки увидит сильнейших спортсменов.
Президент World Athletics Себастьян Коэ осмелился назвать и предположительные сроки сезона: «Если это будет вообще возможно, мы постараемся провести отложенный сезон на открытом воздухе с августа по октябрь. Мы надеемся, что он начнется с национальных чемпионатов во многих странах в начале августа. За этим последует международный сезон, хотя мы, конечно, зависим от развития ситуации с пандемией коронавируса. Но нам хотелось бы дать всем заинтересованным сторонам некоторую надежду на то, что все вернется в норму ближе к концу в этого года».