"Восстановление после болезни заняло почти 2 года"

Отмечающий 50-летний юбилей артист рассказал о сложностях перенесенного заболевания, о любви к футболу и дружбе с легендарными игроками

11 апреля постоянному эксперту «МК» — музыканту, певцу и композитору Николаю Трубачу исполняется 50 лет. А еще наш добрый друг известен как страстный болельщик и президент футбольного клуба «Артист», в составе которого он вместе с прославленными ветеранами футбола и звездами эстрады с мальчишеским азартом гоняет мяч по нескольку раз на неделе.

Отмечающий 50-летний юбилей артист рассказал о сложностях перенесенного заболевания, о любви к футболу и дружбе с легендарными игроками

Этот молодецкий азарт и открытость в общении не то что не позволяют называть его в разговоре Николаем Михайловичем, но делают такой официоз откровенно лишним. Признаться, для того, чтобы узнать отчество юбиляра, автору этих строк даже пришлось обратиться за подсказкой к всезнающей Википедии, ведь ни разу за долгие годы общения не возникало мысли использовать в обращении к собеседнику более сложную, чем Коля или Николай, форму. За пару дней до 50-летия Трубача поговорили мы с юбиляром и о футболе, и о ставшей его визитной карточкой «Голубой луне», но начали беседу с самой актуальной на сегодняшний день темы на планете.

— Николай, один наш общий знакомый, отличающийся тонким чувством юмора, рассказал, что ты уже дважды переболел коронавирусом.

— Не 2 раза, а один, и было это еще 2 года назад. Типов этого вируса несколько десятков, и тот, что перенес я, можно сказать, был предвестником сегодняшнего. Болезнь протекала очень тяжело, и я, признаться, чуть не расстался с жизнью. Приехал с гастролей, а наутро уже не мог подняться с кровати. Были дикие боли в спине, под ребрами, высочайшая температура. Жена сразу повезла меня в клинику, где меня и спасали.

Первые сутки практически не помню, был в беспамятстве. Всего на больничной койке провел примерно месяц, а процесс восстановления растянулся на годы. Осложнение затронуло голосовые связки, я практически потерял голос — не мог не только петь, но и говорить. Потребовалась дополнительная операция, которую провели в Санкт-Петербурге. Сейчас восстановился, пою как 23-летний пацан, но каждое утро, где бы ни находился, минут 30–35 уделяю дыхательной гимнастике, которая помогает легким.

— После пережитого наступление пандемии тебя беспокоит, наверно, больше остальных. Или ты уже пуганый и знаешь, как защититься?

— Опыт — набор собственных ошибок. Пройдя через это, я отдаю себе отчет в том, как это опасно. Например, говорят, что коронавирус опасен лишь для людей старше 65 лет, но я на собственной шкуре ощутил, что это не так, и хочу посоветовать всем молодым людям не расслабляться и проявить бдительность. Даже в легкой форме вирус способен принести массу проблем человеку и заставить пройти через множество крайне неприятных процедур.

С другой стороны, я понимаю, что в мире существует множество куда более сложных, страшных и порой неизлечимых болезней. Призову всех не поддаваться панике и не забывать, что миллионы людей с заболеваниями, к примеру, сердца или с онкологией нуждаются в лечении и нашем внимании. Что касается совета, как уберечься от коронавируса, то стоит прислушиваться к рекомендациям врачей и строго их соблюдать. Если говорят сидеть дома, чаще мыть руки и не дуть каждый вечер кальян — так и следует поступать.

— Сам-то из дома выходишь? С соседом Егором Титовым видитесь?

— Как бы правильнее описать мою самоизоляцию? Съездил на несколько телепрограмм, когда это еще было возможно, потому что считаю себя, как человека перенесшего коронавирус, обязанным поделиться своим опытом с людьми. А последние несколько недель безвылазно сижу дома. За продуктами ездит супруга, да и вся логистика на ней. Мы даже шутим: если любишь свою жену, отдай ей последнюю маску.

С соседом Титовым надеюсь увидеться 11 апреля и пригубить с ним вина. Может, это произойдет в скайпе, но не могу припомнить ни одного дня рождения, который бы я праздновал без Егора. Уверен, и этот раз не станет исключением.

— Недавно говорили с твоим партнером по команде «Артист» Владимиром Пресняковым-старшим, и Петрович рассказал, как переживает по поводу отмененного концерта сына, готовившего к своему дню рождения большой концерт в «Крокусе». Ты тоже попал со своим юбилеем?

— Все пышные празднования, конечно, пришлось отменить. У меня был запланирован юбилейный концерт в Москве, но теперь он перенесен на осень. Другого выбора не было, все мы в одной лодке, и все — не только артисты — сталкиваемся с определенными неудобствами. Так что жаловаться на судьбу не буду. Наше поколение живет в эпоху перемен, будем как-то выживать. Главное, чтобы все были здоровы и не пострадали от вирусной болячки.

«Голубая луна» — моя гордость

— 50 — солидная, красивая цифра. Ощущаешь с приближением юбилея некий психологический рубеж, который предстоит перешагнуть?

— Когда мне было чуть за 20, мне все люди старше пятидесяти казались стариканами. Но я как был пацаном, так и остался, а ведь когда-то не мог себе представить, что со своим образом жизни, со всеми футбольными переломами и бешеным ритмом и гастролями вообще доживу до пятидесяти. Люблю повторять, что на данный момент я получил от жизни меньше, чем хотел, но больше, чем ожидал. Смотрю со стороны на себя: жена красавица, сам я вовсе не колченогий старик. Вижу капитана команды «Артист» Петровича Преснякова, который в свои 74 года забивает в матче по 5 голов и пышет жизненной энергией, и говорю сам себе: есть и у меня еще порох в пороховницах, есть желание жить и радоваться жизни, есть куда расти. Жизнь это не обязанность, а право. 50 лет — это, конечно, некая ступень, но не очень высокая. Прикладывать какие-то усилия, чтобы ее преодолеть, не придется.

— Я не большой специалист в музыке, но не надо им быть, чтобы понять, что твоей творческой визитной карточкой стала песня «Голубая луна», которую ты написал и исполнил впервые без малого 25 лет назад. Известно, что, к примеру, Юрий Шевчук настолько устал от своей «Осени», что не исполняет ее на концертах. Есть примеры из мира актеров, когда, скажем, Владимир Толоконников, блистательно сыгравший Шарикова в «Собачьем сердце», стал заложником этого образа, что наверняка здорово мешало ему в актерской карьере. А вот д’Артаньян Михаил Боярский или гардемарин Дмитрий Харатьян с удовольствием остаются в образе, сыграв множество других ролей. Для тебя твоя «Голубая луна» — это проклятие или подарок судьбы?

— Как для композитора, поэта-песенника, музыканта это моя огромная творческая удача, моя гордость. Это хит на многие десятилетия, который доказал свою состоятельность. В какой караоке-клуб ни зайдешь — там за вечер несколько раз ее споют обязательно. Да, есть определенные нюансы. Не стану скрывать, что руководители некоторых регионов или мэры городов, бывало, запрещали мои концерты именно из-за этой песни, в которой находили какой-то свой смысл. Но это только делало меня сильнее.

Действительно, часто, услышав мое имя, люди говорят: «О, «Голубая луна», но секунд через 10 вспоминают, что были у меня и «Лодочка, плыви», и «5 минут», и «Научись играть на гитаре», так что заложником одной песни себя не ощущаю. Мой добрый товарищ по футбольной команде «Артист» Михаил Боярский мне говорил: «Какого черта я должен отказываться от своих образов, в том числе от д’Артаньяна?!» Он действительно сыграл миллион ролей и имеет право гордиться ими. В том числе и ролью в «Трех мушкетерах». Не понимаю актеров, которые открещиваются от запоминающихся образов. Быть может, это происходит от усталости от популярности, от часто задаваемых на эту тему вопросов журналистов?

Давай начистоту: из огромного количества актеров, получивших профильное образование и задействованных в киноиндустрии, лишь малому проценту удается сыграть знаковую роль, создать образ, который надолго останется в сердцах зрителей. Заслуженных и народных у нас полно, а любимых и запомнившихся куда меньше. Дала тебе судьба шанс «выстрелить» — не отмахивайся от него, не гневи Бога. «Луну» я исполняю в каждом концерте по нескольку раз, и каждый раз под бурные овации.

С Егором Титовым.

Любовь к футболу и боги из второй лиги

— Что для тебя ФК «Артист», в котором президентствуешь: отдушина, хобби, главное дело?

— Все, что ты перечислил, сразу. Это и хобби, и семья, исполнение каких-то детских мечтаний. Здесь я оказываюсь в круге потрясающих людей, общение с которыми приносит мне невероятное удовольствие. Этот маленький кожаный мячик, футбольное поле, баня после игры — все это объединяет людей из разных, казалось бы, миров: артистов, футболистов, продюсеров. Разговоры до, во время, после футбола — это просто счастье. У каждого человека в жизни должно быть помимо работы и семьи что-то подобное.

Сидишь вечером и думаешь: завтра утром я еду не сразу к себе на работу в офис, например в редакцию «МК» на улице 1905 года, а отправляюсь на Пресню, где на тренировке встречу Васю, Петю, Володю, Егора. Тебя ждут 2 часа, на время которых ты можешь отвлечься от всех жизненных забот и, получив мячом по заднице или от соперника по ногам, потом счастливым поедешь заниматься своими ежедневными привычными делами.

Клуб «Артист» — это свыше 100 человек, объединенных общей идеей. Каждый может, прервав или закончив съемки или, как в случае с Дмитрием Аленичевым и Егором Титовым, сделав паузу в тренерской работе, приехать сюда и погонять мячик с друзьями. Здесь своя атмосфера, где ты можешь быть как самим собой, так и чем-то другим. Пришел к нам как-то на тренировку комментатор Юра Черданцев, забил гол и закричал: «Да я лет 10 уже голов не забивал! Наконец-то я нашел свой уровень!». Каждый здесь может найти свой уровень, хотя мы все так не похожи и по возрасту, и по физической форме, и по футбольным способностям.

— Откуда у тебя вообще любовь к футболу?

— С самого детства, но назвать точный момент не могу. Я родился и вырос в большой деревне, где круглый день гоняли мяч, играя улица на улицу. Помню себя дошкольником. Я был совсем мелкий, и меня не брали ни в футбол, ни в греблю. Помню, как делали заметку в дверном проеме, отмечая рост, а я думал: когда же я буду хотя бы метр двадцать, чтоб меня взяли в какую-нибудь секцию. Было огромное желание всем доказать, что я тоже могу, вот я какой. Но пока оставалось лишь наблюдать со стороны за большим спортом. Это сейчас за деньги можно заниматься любым видом спорта в любом возрасте, а во времена моего детства это была прерогатива избранных. А футбол и вовсе был элитарным видом спорта.

В моем родном Николаеве была команда «Судостроитель», которая выступала в западном дивизионе второй украинской лиги и особых успехов никогда не добивалась. Но ее игроки были просто мегазвездами. С них никто никогда не брал денег в ресторанах, они ездили на «Волгах-24», были модно одеты, и у них были японские магнитофоны. Они были просто богами. Что уж говорить об игроках «Черноморца» из соседней Одессы!

А на наш стадион, на котором, к слову, был идеальный газон, частенько приезжал на халтуру, как тогда называли подобные матчи, и московский «Спартак». Арена на 30 000 забивалась под завязку, и я старался быть в числе болельщиков. И представь, какие чувства я испытываю, выходя на поле со спартаковскими героями тех лет, с теми, кто играл в «Спартаке» позже! И со многими мы стали настоящими друзьями. Но сумасшедшая любовь к футболу именно оттуда, из детства. Готов говорить о футболе часами, сутками.

Дружбан дядя Валера Рейнгольд

— Знакомство с кем из кумиров детства было самым запоминающимся?

— Не стану никого выделять. Не потому что не хочу кого-то обидеть, а действительно не могу сравнить. Я оказался рядом с легендами: Юрием Гавриловым и Федором Черенковым, Георгием Ярцевым, Олегом Романцевым и Евгением Ловчевым. Дядя Валера Рейнгольд, который недавно покинул нас, был моим настоящим дружбаном. Какой был человек, товарищ, друг! Светлая ему память.

С Георгием Александровичем Ярцевым мы, кстати, родились в один день. Всегда поздравляем друг друга. Как-то играли в «Лужниках», и тренером у нас был Константин Бесков, с которым мы даже после игры по рюмке коньяка выпили. Ты понимаешь, какие это чувства у меня вызывало?!

И это я не упомянул игроков своего поколения! Сейчас, находясь в самоизоляции, появилось время разобрать старый гардероб. Открываю — сколько же там футболок, подаренных футболистами! От Титова, Аленичева, Бесчастных, Булатова, Парфенова, Ширко. Всех не перечислишь.

Общаясь с легендами отечественного футбола, имея возможность обсудить с ними любой вопрос, начинаешь иначе смотреть на футбол, на сборную, на «Спартак». Возникает ощущение собственной причастности к большому футболу и его великим представителям. Но при этом в футбольных разговорах с легендами понимаешь, что сам в футболе ничего не понимаешь. Они видят футбол настолько более тонко и многогранно, что мы, диванные критики, на их фоне выглядим просто детьми.

— Ты видел в игре, знаком и вместе выходил на поле со спартаковцами разных поколений. А какой «Спартак» именно твой: бесковский, ранний, или поздний, романцевский?

— Выберу романцевский. Вовсе не потому, что Титов и Аленичев мои друзья, а Олега Ивановича имею честь называть близким товарищем. Команда Бескова гремела на всю страну. Ее соперничество с киевским «Динамо» стало важной вехой в истории отечественного футбола. Но все же навела больше шороху в Европе, добилась большего именно на международном уровне команда Романцева, которая играла в полуфиналах всех трех еврокубковых турниров (Кубке чемпионов, Кубке УЕФА и Кубке Кубков). Выдающиеся матчи с «Реалом» и «Наполи», в составе которого был Марадона, навсегда останутся в памяти. А групповой турнир Лиги чемпионов, когда «Спартак» выиграл 6 матчей из 6! Это была команда по-настоящему высочайшего европейского уровня. Та команда могла обыграть кого угодно.

— Когда Романцев называл связку Никифорова и Онопко сильнейшей в Европе, это не звучало как шутка или преувеличение.

— Вот именно! Мне доводилось играть с каждым из них на поле, и я способен оценить мощь и мастерство этих футболистов. Когда находишься с ними на расстоянии вытянутой руки, понимаешь, почему их боялись все в Европе.

А еще отмечу тот факт, что очень многие игроки Романцева сейчас занимают заметные места в российском тренерском цеху. Они прошли потрясающую школу, впитали не только какие-то технические моменты тренерской работы, но и понимание, чувство футбола. Мы как-то говорили с Олегом Ивановичем на эту тему, и он признался, что главным своим достижением считает вовсе не завоеванные титулы, а то, что его воспитанники нашли достойное место в футболе и после окончания игровой карьеры.

«МК» поздравляет Николая Трубача с юбилеем. Желаем крепкого здоровья и больших побед на всех полях и сценах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28238 от 10 апреля 2020

Заголовок в газете: Коньяк с Бесковым и футбол с Романцевым

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру