О том, что на РУСАДА нужно возложить штраф в размере 10% от дохода агентства за 2019 год или в размере 100 тысяч долларов (в зависимости от того, что меньше), указал в своих рекомендациях исполкому комитет WADA по соответствию. Также было рекомендовано затребовать у РУСАДА покрытие всех расходов WADA по этому делу с января 2019 года. Размер этих «расходов» озвучил генеральный директор Всемирного антидопингового агентства Оливье Ниггли: «Агентство потратило на расследование несколько миллионов долларов. Речь идет, возможно, о сумме чуть меньше, чем пять миллионов».
Причем если во время четырехлетнего бана агентству снова придется предпринимать «некие действия», расходы на них тоже включат в счет. Каким он будет, неизвестно. «Мы считаем, что не мы должны платить за работу по определению того, кто виновен в том, что нас обманывал», — заявил Ниггли.
Глава РУСАДА Юрий Ганус подтвердил, что штраф и компенсация затрат указаны в стандартах WADA и да, заплатить придется. Счет выставят Российскому антидопинговому агентству, но по факту, по словам Гануса, платить будут «российские спортивные власти».
За время допингового кризиса Россия уже выплатила в разные организации порядка 20 млн долларов. Еще в 2016 году тот же Оливье Ниггли сетовал, что WADA «уже потратило более 2,5 миллиона долларов на расследование по обвинениям в допинговых махинациях в России», причем потрачены они были из резервного фонда организации. Раньше затраты агентства оплачивал МОК, но со временем для Международного олимпийского комитета это, видимо, стало непосильной ношей. Сейчас бюджет WADA лишь наполовину пополняется главной мировой олимпийской структурой, остальные вливания поступают от правительств стран мира. Ежегодные взносы разных стран различаются. Например, больше всех в 2018 году, согласно отчету WADA (опубликованному в сентябре 2019 года), внесли США (2 327 455 долларов), Япония (1 502 799 долларов) и Канада (1 163 728 долларов). Самые большие взносы из европейских стран платят Россия (в 2018-м — 881 332 доллара, в 2017-м — 815 615), Великобритания, Германия, Италия и Франция.
Общий взнос от правительств, согласно тому же отчету, в 2018 году составил 17,6 млн долларов. Причем вливания от стран в течение следующих четырех лет будут увеличиваться на 8 процентов каждый год. Не отказывается WADA и от дополнительных так называемых «пожертвований». В 2018-м эта экстрасумма равнялась 1,3 млн, которые в основном поступили от Китая (994 000), Японии (164 000 были направлены в азиатскую региональную антидопинговую организацию) и Австралии (60 000 — в региональную организацию Океании).
Россия платила дополнительные добровольные взносы три года: в 2013-м (393 000 долларов), в 2014-м (409 000), в 2015-м (340 000). И они были самыми крупными по сравнению с другими странами. Но, например, Япония зато платит каждый год, хоть и в два-три раза меньше.
Кроме дополнительных взносов в кризисные годы Россия, точнее РУСАДА, оплачивала WADA консультации по созданию эффективной и независимой антидопинговой программы — 1,6 млн долларов.
Пока РУСАДА было лишено статуса, тестирование российских спортсменов проводило британское агентство (UKAD), чьи услуги тоже, разумеется, были не бесплатными.
Добавим сюда внушительную сумму в 15 млн долларов, к которой нас «приговорил» МОК. Для восстановления Олимпийского комитета России в правах наша сторона должна была выделить эти средства на развитие Независимой организации допинг-тестирования (ITA) и координацию взаимодействия между МОК, WADA и международными спортивными федерациями. Деньги были быстро переведены куда нужно еще до закрытия Игр в Пхенчхане, чтобы ОКР был восстановлен в правах до конца Олимпиады и хотя бы на закрытии наши спортсмены могли пройти с флагом, как, собственно, и обещал нам Олимпийский комитет России. Но МОК затянул дело и восстановил ОКР только спустя три дня.
Международный олимпийский комитет также не хотел, чтобы две дисциплинарные комиссии, которые разгребали наши авгиевы конюшни, работали бесплатно. Поэтому расходы на них тоже оплачивала Россия, но сумма публично не называлась.
Таким образом, Россия уже заплатила порядка 20 миллионов долларов и заплатит еще минимум 5 млн. И это только официальные цифры. Впрочем, наша сторона, вероятно, согласилась бы заплатить намного больше, если бы WADA ограничилось лишь финансовой санкцией.