Заметно упрощенный формат отборочного раунда Евро‑2020, в финальной стадии которого сыграют 24 команды, изначально практически не оставлял шансов на турнирную интригу. А после того как, безусловно, слепой, но крайне благосклонный к нам жребий определил россиян в одну группу со вполне проходными соперниками, среди которых была лишь одна команда топ-уровня, стало понятно, что именно встречи с бельгийцами и станут той вишенкой на торте, что порадует болельщиков. И пусть после финального свистка что в Брюсселе, что в Санкт-Петербурге повод для радости был у поклонников Бельгии, и для нас эти матчи вышли довольно полезными, ведь именно в играх с соперниками такого уровня можно реально оценить свой собственный класс.
Признаться, меньше всего в этом матче хотелось увидеть заглохший в нашей штрафной автобус и самоотверженно сражающуюся за абсолютно бесполезную с турнирной точки зрения ничью команду. Но быстрый гол младшего из братьев Азар в самом начале встречи избавил от такой перспективы и позволил наблюдать непосредственно за футболом, а не напряженно ждать малореального чуда. И пусть никаких сомнений относительно преимущества бельгийцев в классе в питерском матче не возникало, мы имели возможность оценить потенциал нашей национальной дружины в игре с первой командой планеты. Нет сомнений, что тренерский штаб получил массу полезной информации для анализа. Но что увидели простые болельщики?
В первую очередь то, что в нашей огромной стране все еще актуален вопрос дефицита футболистов. Особенно защитников. Последние лет десять, если не больше, армейская оборона с Игорем Акинфеевым за спиной с переменным успехом справлялась с задачей защиты ворот сборной, а теперь, когда Игнашевич и братья Березуцкие повесили бутсы на гвоздь, самая беспроблемная линия сборной превратилась в слабое место. С отсутствием толковой альтернативы Марио Фернандесу на левой бровке еще можно смириться, а вот слева выходит то номинальный центральный защитник Кудряшов, то Жирков, несомненно, способный принести больше пользы на чужой половине поля, а закрыть всю бровку в силу возраста на все 90 минут уже неспособный.
Не проще ситуация и с центральными защитниками, эпидемия травм среди которых, по сути, превратила в основного игрока сборной грозненца Андрея Семёнова. Кадровый дефицит привел к тому, что левее от центра был вынужден играть краснодарец Петров, отвечавший за левый фланг «быков» еще до приезда в РПЛ Кристиана Рамиреса. Благо, что в добром здравии пребывает автор единственного гола в ворота бельгийцев в Санкт-Петербурге Георгий Джикия. Останься наша оборона и без этого спартаковца, пришлось бы куда сложнее.
К центральным полузащитникам вопросов меньше. Универсальные солдаты Черчесова — Зобнин, Оздоев, Ионов — не главные креативщики в нашем футболе, но зато способны все 90 минут носиться по полю, выполняя невероятный объем работы. И не вина этих ребят, что первый удар по воротам сборной Бельгии был нанесен лишь на 34‑й минуте, когда мы уже проигрывали в два мяча. За организацию атак в сборной отвечают не они, а наши «иностранцы» — изобретательный Головин и быстроногий Черышев, каждый из которых не смог выйти в этот раз на поле. Ждать неожиданных ходов оставалось разве что от Жиркова, но Юрий с ролью креативного лидера не справился, да и не особо стремился ее играть.
Напомню, что противостояла россиянам первая сборная рейтинга ФИФА, пропустившая в восьми отборочных матчах всего один гол — от россиян в Брюсселе. Второй и, скорее всего, последний в отборе тоже на счету нашего игрока — Джикия. Так что, ругая атаку россиян за несостоятельность, не стоит забывать, что за соперник был у наших ребят.
Светлым пятном стал выход на поле Зелимхана Бакаева, явно оживившего игру и создавшего за отведенные ему минуты у ворот бельгийцев опасности в разы больше, чем вся команда до замены им Жиркова. Но не стоит переоценивать активность юного спартаковца, который, по собственному признанию, выходил на поле с указанием от тренерского штаба спасать игру. Дабы избежать переоценки, необходимо отталкиваться и от соперника, который к тому моменту крупно и уверенно вел в счете, и сомнений относительно победителя не возникало ни у кого из зрителей.
Помимо выхода Бакаева были и другие позитивные моменты в игре нашей сборной. К примеру, не дали развернуться одному из самых эффективных нападающих соперника — Лукаку, напомнившему о своем присутствии на поле впервые минуте на 44‑й, а во второй половине встречи закономерно замененному. Были прекрасные болельщики, гнавшие команду вперед на последних минутах...
Температура по нашей футбольной больнице в пределах нормы. Воспалительных процессов встреча с Бельгией не выявила, как и не обнаружила серьезных хронических заболеваний за исключением разве что привычно скудного выбора исполнителей. С задачей попадания в финальную стадию Евро‑2020 команда Черчесова справилась играючи, а большего от нее особо никто и не требовал. Ждем жеребьевки, которая уже совсем скоро назовет имена соперников нашей национальной команды на чемпионате Европы. Там и проверим в очередной раз классность российской сборной.