- Павел, сразу после того, как стало известно о дисквалификации Евгения Кузнецова за кокаин, вы его поддержали. Вы верите, что он этого не делал?
- Я не сказал, что верю. Я сказал, что в каждой ситуации надо разбираться. Потому что всегда есть аргументы за и против. Делал он это или нет, на сто процентов не скажешь. Он уверял, что не употреблял, но при этом не стал просить вскрывать пробу Б. В любом случае, легче всего обвинить и поставить крест. Надо сначала разобраться.
- Не верится, что человек в здравом уме может употребить наркотик перед или во время чемпионата мира, когда у него могут взять допинг-пробу...
- Мне тоже это непонятно, но я плохо знаю Кузнецова, близко не знаком. В любой ситуации надо разбираться, еще раз говорю.
- Ранее он говорил, что никогда не принимал, готов пройти любую медицинскую экспертизу. А потом эта положительная проба. В НХЛ могут на кокаин смотреть сквозь пальцы, но так ли просто там относятся к обману?
- Они в любом случае, если обнаружат проблему, отправят на реабилитацию. В НХЛ есть специальные программы для зависимых от алкоголя или наркотиков. Отправляют лечиться и вроде как даже зарплату сохраняют, насколько я помню. Там на это смотрят как на болезнь. Все могут заболеть.
- В вашу бытность случались такие скандалы?
- Скандалов не было, но ребята приходили, заявляли о своей зависимости и ехали лечиться. Там просто по другому к этому относятся. Кокаин не входит в НХЛ в список запрещенных веществ. То есть ты ничего не нарушаешь, ты просто заболел. Когда я играл, а закончил я 16 лет назад, у нас не было даже разговоров о допинге. Вопрос вообще не всплывал, никто никого не тестировал. Это частная лига, закрытая, в которой играют профессионалы. Делай, что хочешь, ты сам отвечаешь за себя.
- В США вообще много направлений курсов и реабилитаций. Учат сдерживать гнев, лечат чуть ли не от супружеской неверности.
- Если эти курсы есть, если они актуальны и востребованы, значит, проблемы существуют.
- В ваше время хоккеисты тоже жен поколачивали?
- В Америке такое правило: если муж с женой поссорились, и она набрала 911, то полиция по закону обязана приехать, и по закону же обязана кого-то задержать. Вы могли не драться, а просто друг на друга накричать. И девушка сгоряча набрала номер службы спасения. Полиция приезжает, видит, что все нормально, но говорит: мы должны кого-то забрать, а кого, выбирайте сами. Ну естественно, в 99 случаях из ста едет мальчик. И сидит ночь за решеткой. А потом это выливается в прессу, что была драка. При этом драки-то, может, и не было никакой. В наше время такое тоже было, постоянно кого-то арестовывали. Но чтоб кто-то кого-то на самом деле сильно избил, я такого не помню.
- Нашим под эти правила, наверное, тяжело подстраиваться. У нас ведь муж и жена — одна сатана...
- Конечно, у них совсем другой менталитет. Когда мы росли, нам могли дать подзатыльник или ремнем по попе, а их в школе с самого начала учат: если родители тебя хоть пальцем тронут, берешь телефон и они поедут в тюрьму.
- Для вас это было дико?
- Немного, но у меня не было детей, когда я там жил. Поэтому я мог только смотреть, как это у ребят происходит. Ребенка вроде надо наказать, а нельзя. И не важно, игрок ли ты НХЛ или еще кто. Тебя отправят за решетку.
***
- Этим летом наши российские хоккеисты подписали очень крупные контракты в НХЛ. «Рейнджерс» заплатят Артемию Панарину 81,5 млн долларов за семь лет. За тот же период Сергею Бобровскому «Флорида» отсчитает 70 миллионов. Простой обыватель видит это так: лига просто перегрета деньгами, хотя НХЛ — далеко не самая богатая в США.
- Логика простая. Деньги не берутся из воздуха. Чем больше получают дохода владельцы клуба, тем больше они могут заплатить игрокам. Он получил 100 миллионов, 80 из них может отдать хоккеистам. Там не работает схема: 100 получил и 90 забрал себе. С каждым годом команды могут зарабатывать все больше и больше, на рекламе, матчах, продаже билетов, атрибутике и так далее. Растут доходы, растут и контракты. При этом хоккеисты даже близко не получают такие контракты, как американские футболисты. И просто так денег никто не дает. Там все сто раз просчитают, сколько денег клубу принесет каждый конкретный игрок. Поможет ли он клубу выигрывать, будут ли на него ходить зрители, будут ли покупать его свитера и так далее. Если дают такие контракты, значит, наши ребята — настоящие суперзвезды.
- Наших хоккеистов в НХЛ традиционно ценят, и готовы брать туда совсем молодыми и неоперившимися. Для них самих это хорошо?
- Каждый хороший игрок хочет играть с лучшими против лучших, а лучшие играют в НХЛ. Конечно, есть идеи, что совсем молодым надо сначала поиграть в КХЛ, показать нашему зрителю. Но если ты хороший игрок, ты все равно уедешь. Хотя некоторым нашим хоккеистам финансово даже выгоднее играть здесь, но большинство из них все равно хотят играть за океаном.
***
- В омском «Авангарде» этим летом хоккеистов обучали вести финансовые дела, правильно давать интервью, чтобы быть интересным, но при этом не попасть впросак, как правильно вести соцсети. Вас в НХЛ ведь тоже в свое время обучали? Там об этом давно задумались.
- Конечно, в наше время НХЛ помогала, нам подсказывали, как себя вести, как правильно интервью давать, что интересно болельщикам. В НХЛ очень сильный профсоюз игроков, и через него проводили семинары, объясняли, обучали. Курсы эти, кстати, были обязательными. Хочешь — не хочешь, но сидишь и слушаешь. Потому что в 22 года ты не задумываешься о будущем, хочешь купить очередной «бентли». А тебе растолкуют, что потом тебе будет 42. И что ты будешь с этим «бентли» делать? Ты можешь, конечно, не слушать, это твой выбор. Но другую точку зрения тебе должны показать. Очень здорово, что и у нас начали это делать. Молодые парни, которые всю жизнь живут только хоккеем, просто не знают, как правильно распоряжаться деньгами. Очень много случаев, когда люди теряли все заработанное. Рядом крутится много аферистов. Знал в свое время ребят, которые тратили все, что зарабатывали. А потом получали травму, и ничего не оставалось. Вот таким хорошо и по два раза все объяснить.