Представьте, не хотела тренер-гений, чтобы дворец назвали ее именем. Говорит, «культом личности не страдаю». Потому и обсуждали при строительстве названия «Триумф», «Родина», «Победа».
Нет, любое из них подошло бы. И любое стало бы верным и громким. Но инвестор, за которым оставалось последнее слово, сказал: только дворец Винер-Усмановой, по-другому — никак. А сам дворец, кстати, начал победную жизнь еще до стартов, был выставлен на архитектурную премию «Оскар».
«Счастлива, что турнир проходил именно в Москве, именно в стране, где родилась художественная гимнастика. В стране, где ей занимаются даже больше, чем футболом, это статистика, я ничего не придумываю». Удивительный факт, но ведь Ирина Александровна вряд ли присочинила что-то.
А сам юниорский чемпионат в Москве, чего уж там, был обречен на успех. Первый исторический — событие большое. Совсем скоро девчушки изящно, но жестко откроют дверь во взрослую команду. А там — звезды среди звезд. «Дуб тянется к дубу», как любит говорить главный тренер, не уставая подчеркивать: весь наш спорт родом из детства.
И звезды вспыхивают невнезапно. Их «ведут» сызмальства. Шаг за шагом они матереют. Нынешние участницы уже в процессе. Сборная России по художественной гимнастике завершила чемпионат мира среди юниорок, завоевав восемь золотых медалей из восьми возможных. А, например, Лалу Крамаренко турнир наградил сразу тремя золотыми.
Говорят, эта крошка Лала может побороться и за путевку в Токио. А что? Помните Евгению Канаеву, которая вовсе и не должна была ехать в Пекин-2008, но поехала и выиграла! Олимпийские лицензии не именные, а решение о том, кто поедет, может быть принято и за часы до отлета. Золотая «чуйка» пока художниц не подводила. А победы словно в гены проникли.
У Лалы, кстати, самые что ни на есть спортивно-убойные гены. Дед — советский вратарь Сергей Крамаренко, отец — вратарь, а нынче тренер Дмитрий Крамаренко, мама занималась биатлоном, бабушка была ее тренером. И спорт мог увидеть в художественной гимнастике еще одну пару блистательных сестричек, как Дина и Арина Аверины. Сестры пришли в художественную гимнастику, но поглотила целиком она только Лалу.
Уже в 2017 году девочка выступила на Гран-при в Москве, получив из рук Алины Кабаевой приз «За артистизм». А вообще-то путь к наградам начался у Крамаренко с Амины Зариповой — тренера олимпийской чемпионки Маргариты Мамун (которая сегодня — посол юниорского чемпионата мира). Дмитрий Крамаренко как-то привез Лалу в Новогорск и попросил Зарипову оценить возможности девочки, начавшей заниматься под руководством тренеров в Баку. Так и оказалась Лала в Новогорске.
И папа-футболист теперь вспоминает, как когда-то, находясь на сборах с московским «Динамо», ходил смотреть на тренировки гимнасток. И как восхищался девчонками, которых теперь называет «великим поколением»: Зарипова, Яна Батыршина, Алина Кабаева… И как Винер выгоняла его из зала, потому что сердобольный футболист тайком подкармливал вечно худеющих гимнасток шоколадками.
Вот ведь сюжет. Впрочем, нет. Фантастическая преемственность поколений. Те самые «дубы к дубам».
«Гены тряпочкой не сотрешь» — так говорят. Для спорта это — счастье. И родные это гены победы или «привитые» — неважно.