— Денис, решение закончить со спортом тяжело далось?
— Не могу сказать, что тяжело. Я уже взрослый, самостоятельный человек и полностью все осознал. Я считаю, что выбор сделал правильный. Когда тебе 40 лет, наверное, пора перестать думать о каких-то спортивных достижениях. Когда-то ступенькой на моем спортивном пути были бои с Роем Джонсом и Джеймсом Тони. После побед над ними я пошел вверх. Но я бы не хотел стать очередной ступенькой для какого-то спортсмена. Если с Джеймсом Тони я провел бой полностью, все 12 раундов, то Джонса нокаутировал в 10-м. За свою боксерскую карьеру сам я ни разу в нокауте не был. И не хочу быть. За 20 с лишним лет в боксе я и в нокдауне был всего дважды. Мне отсчитывали счет всего два раза. Думаю, это знак к тому, что пора заканчивать.
— Раздумывали долго?
— Нет, недолго. Все само так сложилось. Прочитал знаки, которые подавала мне судьба. Ждал определенный бой — он не получился. И дальше все стало понятно. По течению я плыть не могу, привык четко идти к своей цели. Плюс ко всему угасло желание, огонь. Деньги — не главное. Чтобы выходить на ринг, нужна искра, с которой я всю жизнь тренировался и побеждал. Сейчас она уже не такая яркая. Я наелся. Спортсмены меня поймут. Накушался уже! Конечно, бокс останется у меня в крови навсегда. Это мой образ жизни. Но подошло время оставить профессиональный спорт.
— Раньше у вас не возникало желания уйти? После тяжелых моментов в карьере, например?
— Никогда у меня такого желания не было. Забросить бокс — о чем вы говорите?! Как только пришло понимание, что надо закончить, — я закончил.
— Боксерам бывает страшно перед боем?
— У опытных спортсменов не бывает страха или волнения. Только одно желание — победить. Вот и все.
— Кто-то из нынешних молодых боксеров способен повторить или превзойти ваши достижения?
— Россия богата спортсменами. Есть хорошие ребята. Неплохой боец Дмитрий Бивол. Он обязательно проявит себя. Есть Алексей Папин. Давайте немного подождем. Время покажет.
■ ■ ■
— Кому первому вы рассказали о решении завершить карьеру?
— Первым об этом узнал Сергей Викторович Федоров, представитель команды ЦСКА в хоккее. Он меня курирует в компании-спонсоре. Федоров меня поддержал. Еще поделился с руководителями своего боксерского клуба «Витязь».
— Жена и дети, наверное, радовались больше всего?
— Конечно, теперь ведь я буду проводить с ними больше времени. Разумеется, я советовался со всеми своими родными, но решение я всегда принимаю сам, не они.
— Пожелаете ли своему сыну судьбу профессионального боксера?
— Это будет его путь. Он мужчина. Конечно, я его подтолкну к чему-то обязательно. Если захочет — почему нет? Это неплохой заработок и неплохой вид спорта. Любой спорт делает из мальчика мужчину. А бокс он в любом случае знать будет, я его обучу — сто процентов!
— Ему повезло с будущим тренером...
— Да, но тренером я буду строгим. Пряник и кнут — меня именно так воспитывал отец. Своего сына буду растить так же. Я и дочерей так воспитывал. Хотя с девочками все равно все по-другому.
— Девочки тоже владеют боксерскими приемами?
— Конечно. У меня одна дочка в правосторонней стойке работает, другая — в левосторонней. Они могут и в нокдаун, и в нокаут отправить. При случае обязательно воспользуются.
■ ■ ■
— Карьера профессионального спортсмена — это сплошь лишения и ограничения. Чему сейчас будете посвящать освободившееся время?
— Пока отдыхаю в Ялте.
— На ЦСКА теперь чаще будете ходить?
— Конечно, стану бывать чаще. Армейские хоккеисты, например, очень долго шли к победе в Кубке Гагарина. Я очень рад, что они наконец выиграли его. Заслужили победу. Порой мне казалось, что бизнес, а не спорт, решает, кто победит. К сожалению, сейчас такое время. Да и в боксе тоже так: пока не «выключишь» соперника в нокаут, могут и не отдать победу.
— Сначала вы говорили, что пока не готовы рассказать о том, чем будете заниматься теперь. Но, может, прошло немного времени и уже можно?
— Лучше воспитывать новое, молодое поколение. Это не означает, что я буду работать тренером. Может быть, я принесу пользу где-то в молодежном направлении, помогая кому-то. Надо подождать немножко. Я еще не могу вам сказать, куда именно смотрю дальше и что буду делать. Посоветуюсь с друзьями, семьей. Посоветуюсь и приму решение. Хотел бы еще принести пользу стране. Я отец пятерых детей и поэтому хотел бы отвечать за физическое воспитание в нашем государстве или, может, за школьную программу. Допустим, мне не все нравится в ЕГЭ. Есть над чем поработать, но надо этим заниматься, а не просто сидеть и бурчать на диване.
— То есть пойдете в политику?
— Да, я уже сейчас являюсь депутатом у себя в Чехове и хотел бы в этом направлении работать. Каждый чиновник, как каждый человек, отвечает сам за себя и свои поступки. Надо работать так, чтобы люди говорили: «Молодец!» Оставить о себе добрую память.