— Михаил Данилович, главной темой этого футбольного лета является не трансферная деятельность клубов, а формат, по которому премьер-лига будет разыгрываться. По всей видимости, количество клубов в чемпионате‑2020/2021 может быть увеличено с 16 до 18, а по итогам стартующего уже меньше чем через месяц первенства никто не вылетит напрямую в ФНЛ. В понедельник состоялось первое заседание рабочей группы РПЛ, на котором обсуждался этот вопрос, но точка в этом деле пока не поставлена. Как вам сама идея расширить лигу?
— Считаю, что футболисты премьер-лиги должны играть больше матчей. Они не получают достаточно нагрузок во внутреннем первенстве. Особенно это касается команд из нижней части турнирной таблицы, которые не принимают участия в еврокубках и вылетают из Кубка России на ранних стадиях.
К чемпионату мира‑2018 было построено много стадионов, но они простаивают. Нижний Новгород, Саранск, Калининград — команды из этих городов, где появились ультрасовременные арены, должны играть в высшем дивизионе. Необходимо подтянуть остальные инфраструктурные моменты, финансирование этих команд. Полагаю, что нам необходим закон о финансовых преференциях представителям бизнеса, вкладывающимся в футбол. С государства надо снять это бремя, оставив ему развитие детско-юношеского футбола. Премьер-лигу надо расширять, но при этом все клубы на равных условиях должны проходить процедуру лицензирования, подтверждая наличие необходимой инфраструктуры и предоставляя финансовые гарантии.
— Помимо увеличения количества команд до 18 рассматривается еще три варианта, при которых клубов останется 16, но количество матчей будет увеличено. В первом случае предполагается разбить 15 из 16 клубов (команда, финишировавшая на последнем месте, вылетает) после регулярки на три пятерки, в каждой из которых пойдет борьба за еврокубковые места, последнюю путевку в Лигу Европы и выживание соответственно. Второй вариант: 16 команд по итогам турнира в один круг разбиваются на две восьмерки, в каждой из которых потом в два круга разыгрываются призовые и еврокубковые места и право сохранить прописку в премьер-лиге. Третий сценарий оставляет неизменным регулярное первенство для 16 клубов, но по его окончании команды делятся на две восьмерки и разыгрывают в один круг еврокубковые места и места в РПЛ соответственно. Вам какой из вариантов ближе?
— Вопрос не только в увеличении количества матчей как таковых, но и в участии в высшем дивизионе команд из городов, где появились красавцы-стадионы. Каждый из предложенных вариантов имеет право на жизнь, но они слишком сложны. Ведь необходимо сохранить и интригу в первенстве. Кто будет смотреть за матчами команд из нижней части турнирной таблицы? Не стоит изобретать велосипед. Посмотрите на пятерку ведущих европейских чемпионатов (Англии, Испании, Италии, Германии и Франции) — каждый из них разыгрывается по классической схеме, и зрительский интерес растет к этим турнирам год от года. А зрительский интерес означает интерес к чемпионату со стороны телевидения, которое является главным источником прибыли клубов в сильнейших европейских первенствах.
Но как бы важны ни были такие моменты, как количество команд в лиге или лимит на легионеров, главным, повторю, остается работа с подрастающим поколением. Российский футбольный союз в последнее время всерьез занялся этим вопросом, но хотелось бы, чтобы в этом процессе участвовало как можно больше настоящих профессионалов, знающих футбол изнутри. Без тренерской мысли развитие футбола невозможно.
— В нашей рубрике едва ли не каждый выступавший тренер утверждал, что РПЛ за последние годы стала слабее, что качественных игроков не хватает и на 16 команд. А тут 18. Где футболистов брать?
— Я много раз говорил, что в вопросе лимита на иностранцев важно не количество, а качество игроков. Когда в премьер-лиге выступали такие звезды, как Халк, Витсель, Это’О, то они лишь повышали интерес к чемпионату России, а работа рядом с ними позволяла прогрессировать российским игрокам. Необходимо выработать четкие критерии отбора качества зарубежных футболистов, которые соответствовали бы нашим требованиям, а не копировались бы с Англии или Испании. Надо сделать так, чтобы клубам было выгодно приглашать только высококлассных легионеров, а в командах, не претендующих на попадание в еврокубки, тогда появятся места для тех российских игроков, что не проходят в стартовые составы ведущих клубов. Игроков талантливых у нас достаточно, но необходимо с ними работать, давать шанс, помогать сделать сложный шаг из детско-юношеского футбола в команду мастеров.
— Почему на собрании РПЛ 15 клубов из 16 поддержали идею увеличения числа команд РПЛ до 18? Против выступил лишь «Спартак».
— У «Спартака» всегда своеобразный подход к любому вопросу. Сначала красно-белые были против лимита, потом выступали «за». Здесь многое зависит от сиюминутной ситуации и интересов. Если же говорить об интересах футбола в целом, то в российском тренерском сообществе практически все за идею расширения лиги.
— Есть ли необходимость тренерам клубов при подготовке к чемпионату учитывать вероятное изменение регламента? Не пропадет ли турнирная мотивация у большинства команд и не отразится ли это негативно на смотрибельности РПЛ? Ведь большая половина клубов на попадание в еврокубки не претендует изначально, а вылететь тоже не получится. За что будут сражаться в ближайшем первенстве, скажем, «Ахмат» или «Динамо»?
— Переходный чемпионат займет всего год, да и предусмотреть подобные нюансы всегда есть возможность. Сделать больше стыковых пар, например, чтобы не было «болота» в середине турнирной таблицы.
— Много говорят и об изменении формулы лимита на легионеров. Означает ли это, что покупка иностранцев на данный момент — занятие довольно рискованное? Осложняет ли отсутствие конкретики в данном вопросе работу селекционных отделов команд?
— В серьезных клубах ведется серьезная работа. Не думаю, что неопределенность в вопросе лимита мешает селекционерам. Те команды, что занимают места в верхней части таблицы, не станут покупать посредственных иностранцев. А вот в клубах из второй половины турнирной таблицы за редкими исключениями играют иностранцы, которые лишь тянут наш футбол назад. Их покупают за небольшие деньги, чтобы заткнуть проблемные позиции, лишая тем самым шанса своих игроков пробиться в состав.
— На данный момент в РПЛ не осталось не владеющих русским языком главных тренеров. Единственный настоящий иностранец — черногорец Миодраг Божович, которому переводчик тоже не нужен. Как бы вы это объяснили? Прошла мода на тренеров-легионеров?
— Пришло понимание руководителей клубов того, что тренер — фигура крайне значимая в футболе, и постоянные смены рулевых ни одной команде на пользу не идут. Очень показателен в этом плане пример выигравшего чемпионат «Зенита». Сколько они мучались с иностранными специалистами, многие из которых были очень даже высокого уровня! Если главный тренер не знает языка, на котором говорят футболисты, то как он сможет зарядить их своими идеями, настроить на игру, наладить атмосферу внутри коллектива? Да, Семаку первые полгода пришлось в Санкт-Петербурге нелегко, но со временем все наладилось, а команда завоевала титул. Правильный выбор главного тренера обеспечивает развитие клуба в самых разных направлениях.
Есть Юрген Клопп, Маурицио Сарри, Жозе Моуринью, но эти специалисты работают с топ-командами, укомплектованными лучшими футболистами в мире. Попробовали бы они поработать в банкротящемся «Амкаре». Да Моуринью заблудился бы в Перми. Язык — главное оружие тренера. И не зря Алексей Миллер после окончания сезона сказал, что главная победа «Зенита» была одержана не на футбольном поле, а при выборе главного тренера.
— Тренерских отставок по ходу прошедшего сезона было совсем немного. Почему? Стали больше доверять?
— Грамотный клубный руководитель, выбирая главного тренера, должен досконально изучить кандидатов, перед тем как принимать решение. Но если это решение уже принято, надо ему помогать во всех направлениях. Ситуация, когда назначают тренера, а на следующий день начинают его снимать, недопустима. Так что соглашусь с тем, что руководители стали чуть больше доверять тренерам. С другой стороны, каждый тренер уже в момент своего назначения знает, что рано или поздно последует отставка. Такова тренерская доля, избежать которой невозможно.
— Кого бы назвали лучшим в тренерском цеху РПЛ по итогам минувшего чемпионата?
— В первую очередь отметил бы Сергея Семака, взявшего чемпионство, и Юрия Семина, победившего в Кубке страны. Добрых слов о своей работе заслуживают динамовец Дмитрий Хохлов и туляк Игорь Черевченко. Но именно тренеры «Зенита» и «Локомотива» показали себя в первенстве лучше всех.