Доброе десятилетие Трамп проходил в подающих надежду и особо перспективных. За это время заметно изменился игровой стиль англичанина, который на заре карьеры завоевывал сердца многочисленных поклонников откровенно шальной игрой, а теперь, выражаясь языком Ронни О'Салливана, включил Селби, добавив в свои действия рассудительности и рационализма, без которых до главного трофея в мире снукера не добраться и в клуб легенд не попасть.
Можно сказать, что в ночь с 6 на 7 мая в Шеффилде замкнулся круг Трампа, завершив выдающийся 12—летний цикл. Ровно 12 лет назад Джадду удалось повторить достижение Стивена Хендри и Ронни О'Салливана, в 17—летнем возрасте пробившись в основную сетку мирового первенства. Но если тогда дебют в 1/16 финала ЧМ завершился досадным поражением от Шона Мерфи, то теперь он блестяще прошел всю турнирную дистанцию, не оставив ни малейших сомнений в собственном превосходстве ни у соперников, ни у болельщиков. Символично и то, кто был обыгран Джаддом в решающем матче. Победив Джона Хиггинса, англичанин вернул шотландцу должок за поражение в своем первом и до недавнего времени последнем финале мировых первенств, который случился в 2011—м.
Но был в день финала и еще один повод для радости. 6 мая 67—ю годовщину отмечал добрый и давнишний друг нашей газеты — комментатор и рефери по снукеру Владимир Синицын, который, естественно, провел этот день на комментаторской позиции. Мы созвонились с постоянным экспертом «МК» буквально через несколько минут после матчбола Трампа. Пусть отечественный голос снукера уже и ждала машина, готовая умчать его из Москвы, а минутная стрелка отсчитывала на циферблате последний час дня рождения, он нашел время обсудить последние события в Шеффилде.
— Владимир Борисович, поздравляем от души с 67—летием. Финал чемпионата мира стал для вас отличным подарком? Был ли на вашей памяти более яркий решающий матч в Шеффилде?
— Были более интригующие матчи, но таких ярких — никогда. Мы получили чемпиона, чье преимущество над соперниками не вызывало никаких вопросов. Трамп демонстрировал зрелую, фантастическую игру, достойную чемпиона мира. В отыгрышах он переиграл самого Хиггинса! Но было и 7 сенчури, и сложнейшие по исполнению удары. Я просто в восторге!
— Вряд ли победа Трампа принципиально изменит мировой снукер, но стоит ли ждать изменений от самого Джадда, которому не хватало в коллекции самого главного титула — чемпиона мира?
— С завоеванием заветного титула его игра станет лишь солиднее. Впереди у Джадда еще как минимум 10 лет активной карьеры — и у него есть все шансы и свой тысячный сенчури сделать, и многие рекорды Ронни побить, и в Шеффилде еще пару раз победить. Правда, полагаю, что лет через 5 его основными конкурентами будут уже не маститые и титулованные британцы, а молодые китайцы.
В финале Трамп предстал в облике непобедимого игрока. Талант без работоспособности далеко не всегда приводит к высоким результатам. Много лет мы имели возможность наблюдать за одаренным пареньком, но сейчас многое изменилось. И сам Трамп неоднократно говорил, что увеличил объем работы на тренировках вдвое и изменил отношение к делу. Он даже расстался с подругой, чтобы все свое внимание сосредоточить на игре. И вот, добавив к таланту трудолюбие, на выходе удалось получить ограненный бриллиант.
— В финале было установлено сразу несколько рекордов, но и турнир в целом был на них богат. В первую очередь речь о небывалой серийности.
— В первую очередь связываю высокую серийность с подросшим уровнем игроков. Сотни делали разные снукеристы, а не только топы, и в этом я вижу прогресс мирового снукера.
— Были ли, на ваш взгляд, моменты, за которые Джон Хиггинс может упрекнуть себя в финале?
— Ошибки, конечно, имели место быть, но без них не обходится ни один матч. Корить себя Джону точно не за что. Даже после неудачного в целом сезона Хиггинс вышел в 3—й финал ЧМ подряд. Ну кто мог предположить, что шотландец обыграет в четвертьфинале Нила Робертсона. Можно лишь гордиться и восхищаться тем, как Джон продолжает удерживать высоко установленную планку. В Шеффилде позади остались и Робертсон, и Уильямс, и Селби, и Ронни, а Джон играл в финале.
— В последние годы столько разговоров о блестяще играющем в возрасте за 40 Ронни, но третий подряд финал мирового первенства играет не О’Салливан, а его ровесник Хиггинс, который сегодня мог догнать англичанина по количеству чемпионских титулов. Может, не от того ветерана все ждут вспышки под занавес карьеры?
— Ронни провел отличный сезон, да и прошлый был выдающийся. Но нельзя оценивать сезон без учета выступления игрока на мировом первенстве. Почти не сомневаюсь, что при определении лучшего игрока года с заметным отрывом победит Трамп. Исключительно как победитель Шеффилда.
Что касается О'Салливана, то он вполне может выиграть свой 5—й чемпионский титул уже в следующем году. Скажу больше, на мой взгляд, сегодняшняя игра Ронни по уровню превосходит демонстрируемый им на любом другом карьерном отрезке снукер. И он изменил отношение к игре, добившись заметного ментального прогресса. Вообще возраст в снукере — не приговор. Думаю, что профессионал вполне способен успешно играть лет до 50. Да и статистика это подтверждает, только задумайтесь: победи в финале Хиггинс — и первая тройка мирового рейтинга состояла бы исключительно из игроков за 40: О'Салливан, Хиггинс, Уильямс.
— О’Салливан сенсационно уступил в первом же круге, причем первому в истории чемпионатов мира пробившемуся в финальную стадию любителю Кэхиллу. При этом Джеймс дал настоящий бой и Магуайру на следующей стадии, которому уступил лишь в решающем фрейме 13:12. Представить себе подобный дебют для любителя в Шеффилде было невозможно. Что изменилось?
— Ронни говорил, что ему не удалось выспаться перед тем матчем. Бессонницей в снукере довольно часто объясняют слабую игру, но ведь было видно, что Ронни уставший, что плохо себя чувствует. Давайте похвалим Кэхилла, который проявил твердость характера сначала в матче с Ронни, а затем заставил нервничать и Магуайра, который, будем честны, откровенно отскочил в решающем фрейме и не без везения прошел в четвертьфинал.
— Одним из самых болезненных сюжетов турнира стали проблемы со здоровьем у действовавшего обладателя снукерной короны Марка Уильямса. Валлийцу не хватило сил на Гилберта?
— Спешу успокоить любителей снукера: с Марком все в порядке, хотя по ходу турнира ему даже пришлось обратиться в госпиталь. Он проиграл отлично игравшему Гилберту, а неприятности со здоровьем если и снизили его потенциал, то процентов на 5–10, не больше.
— Еще одним открытием Шеффилда стал Гэрри Уилсон, поочередно обыгравший на турнире Бреселя, Селби и Картера. Мы еще услышим его имя на решающих стадиях крупных турниров или в 33 года рассчитывать на повторение подобного успеха игроку даже с самой блестящей «прической» на мировом первенстве не приходится?
— Для меня Гэрри Уилсон и Дэвид Гилберт равноценные герои Шеффилда, которые сенсационно добрались до полуфиналов и сделали это благодаря отличной игре.
— После столь яркого сезона с такой фееричной концовкой в Шеффилде, на что болельщикам настраиваться в будущем?
— Сезон получился крайне интересным, но и в следующем сезоне нам не придется скучать. Мы переживаем период очередного взлета популярности снукера. Игра прогрессирует, телевизионные рейтинги заметно растут. Открываются новые горизонты: новые турниры, возросшие призовые фонды, новые правила, призванные сделать снукер более динамичным.