Международная ассоциация легкоатлетических федераций ввела правило, по которому спортсменки с повышенным тестостероном смогут соревноваться на ее турнирах только при условии приема лекарств, снижающих уровень гормона. Из-за введения этого правила двукратная олимпийская чемпионка подала иск в CAS.
Но 1 мая Спортивный арбитражный суд его отклонил. И IAAF объявила, что новые правила по допуску женщин к соревнованиям по бегу на дистанциях от 400 метров до мили вступят в силу 8 мая.
А началась это история десять лет назад, на чемпионате мира по легкой атлетике в Берлине. Помимо гениального Болта темой для бурного обсуждения стал и финал на 800 метров у женщин: Кастер Семеня из ЮАР — мальчик или девочка?
18-летняя Семеня появилась в последние месяцы перед чемпионатом мира, показав лучший результат сезона в мире. Уже на чемпионате мира выиграла полуфинал, затем, играючи, — финал. И спровоцировала пристальное вглядывание специалистов и зрителей во всех бегуний с мужским типом сложения: есть ли грудь, там ли попа, какова походка?.. А победив, не была допущена к пресс-конференции «из гуманных соображений», чтобы не терзали вопросами. Бабушка бегуньи кричала на весь мир: это внучка! Папа выходил из себя: у меня дочка! Врачи говорили: это сложное дело, надо изучать вопрос…
Изучали — и продолжают изучать. Основные данные для общественности: уровень тестостерона у нее мужской, превышает женскую норму в три раза. Сначала после исследований Кастер допустили к соревнованиям, но заставили понизить тестостерон при помощи гормонов. Бегать она стала не так быстро.
В 2015 году CAS постановил: не существует никаких доказательств, что эта особенность организма помогает лучше бежать, таблетки «ушли», а «золото» в Рио-де-Жанейро «пришло». Но тут французские ученые доказали, что повышенный тестостерон все же дает чемпионке преимущество в 5 процентов. Общество вновь затрепетало, а спортсменка продолжала бегать. И свадьбу Семени с подругой по сборной никакие изучения и суды не остановили…
Большинство судей, нынче вставших на сторону IAAF, признают, что правила можно назвать дискриминационными, но признают и то, что решение является необходимым для сохранения женской легкой атлетики.
В некотором замешательстве и президент МОК Томас Бах: «Должен сказать, что испытываю большое сочувствие к Кастер Семеня из-за этого решения. Это очень сложный вопрос, ведь речь идет о научной и этической составляющих, о влиянии на fair play. Ситуация крайне деликатная… Мы уважаем решения CAS, как и всегда. Но с человеческой точки зрения — да, я ей сочувствую ей».
Сама двукратная олимпийская чемпионка говорит: принимать гормоны не буду. «Нет, черт возьми! Я никогда никуда не уйду, всегда буду здесь. Все зависит от Бога. Бог решил, чтобы я начала карьеру, он же ее и закончит. Ни один человек не помешает мне бегать».
Но это смотря где бегать. IAAF отметила, что у спортсменок с высоким уровнем тестостерона есть одна неделя после 1 мая, чтобы снизить этот уровень. Спортсменки должны иметь соответствующий показатель непрерывно на протяжении шести месяцев до начала предполагаемых международных соревнований. Так, если после 8 мая уровень тестостерона будет у Кастер Семеня выше нормы, ей могут отказать в чемпионате мира, который пройдет осенью в Дохе.