«Радует, что на семи матчах из восьми 18 тура чемпионата России по футболу не было зафиксировано ни одного нарушения, - сообщил журналистам в понедельник директор по безопасности РПЛ Александр Мейтин. - Исключение — матч «Локомотив» - «Крылья Советов». Там на седьмой минуте фанаты начали скандировать кричалки с нецензурной бранью. И тут хотелось бы объявить, что РПЛ начинает жесткую борьбу с матом на трибунах. В полиции мы нашли полное понимание в этом вопросе».
В общем, пощады не будет. Война объявлена. На вопрос корреспондента «МК», как быть с зарядами, которые стали уже традиционными на дерби и кричит их слаженно вся трибуна, Александр Аркадьевич ответил, что всю трибуну выводить, конечно, не будут, но нынешние технологии позволяют определить зачинщика. С ним потом и будет разбираться суд. Потому что нецензурная брань в общественном месте — это мелкое хулиганство. Статья 20.1 КоАП предусматривает штраф за такое правонарушение 500-1000 рублей или до 15 суток ареста. Кроме того, проштрафившимся могут закрыть доступ на трибуны на определенный срок. Черные списки фанатов будут расти.
Системы видеонаблюдения, с легкостью позволяющие определить нарушителя, сейчас стоят на всех стадионах, без нее арена просто не пройдет сертификацию. По словам Мейтина, лига пыталась работать с болельщиками через клубы, но многие клубы готовы были платить штрафы, но продолжали достаточно мягко относиться к таким нарушениям, чтобы не ссориться с фанатами. Однако этому, по мнению лиги, должен быть положен конец. Насколько жесткими будут меры, пока озвучено не было. Но судя по всему, в первую очередь это будет персональная ответственность каждого болельщика.
В 2010 году то же самое декларировала и КХЛ. Девять лет назад после очередного скандального дерби ЦСКА - «Спартак» Континентальная хоккейная лига заявила о жестких мерах по борьбе с матом, вплоть до закрытия секторов. Спустя годы у них почти получилось. «МК» обратился за комментарием к активному болельщику московского клуба, пожелавшему остаться неизвестным, по понятным причина. По его словам, свести к минимуму мат возможно: «Не сразу, но на хоккее этого действительно добились. Когда недавно «Спартак» обыгрывал СКА, болельщики даже приветствовали друг друга. Раньше такое казалось немыслимым».
Впрочем, в хоккее это сделать легче. Во-первых, на ледовых аренах изначально немного другая публика. Во-вторых, атмосфера хоккейных матчей не страдает от отсутствия сектора активной поддержки. Другими словами, если фанатская трибуна не бьет в барабаны и не скандирует весь матч, на хоккее все равно не скучно. Постоянное музыкальное сопровождение, довольно частые паузы в игре, возможность воздействовать на зрителей через куб над площадкой, - все это позволяет насладиться матчем. С футболом все сложнее. Если закрыта фанатская трибуна, на стадионе 90 минут слышны только редкие выкрики из серии «Да забивай ты, кривоногий», неласковые слова в адрес судьи да лузганье семечек. Поэтому вряд ли РПЛ и РФС решатся за мат закрывать целые сектора. Нарушителей порядка будут вылавливать по одиночке.