Максим Буров неудержим в стремлении к новым победам. Совсем недавно он завоевал титул чемпиона мира по лыжной акробатике, став самым молодым обладателем этого титула в истории, и превзошел всех конкурентов на этапе Кубка мира в американском Лейк-Плэсиде. В прошлом сезоне 20-летний спортсмен стал обладателем «Малого хрустального глобуса» по итогам Кубка мира. Это достижение покорилось россиянам впервые с 2003 года.
При этом старший брат Максима, бронзовый призер Олимпийских игр-2018 в Пхёнчхане Илья Буров на этот раз остался только десятым. Павел Кротов стал в итоге 15-м.
В женской программе соревнований в Минске не нашлось равных представительницам Китая. Они заняли весь пьедестал. Победу одержала Сюй Мэнтао, на втором месте остановилась Сюй Сыцунь, а замкнула лидирующую тройку Шао Ци.
Лучший результат среди россиянок – в активе Кристины Спиридоновой (10-е место). Две другие наши участницы – Любовь Никитина и София Алексеева – заняли 21-е и 23-е места соответственно.
Заключительный этап Кубка мира по лыжной акробатике пройдет 2 и 3 марта в Китае. Затем российские фристайлисты примут участие в Универсиаде в Красноярске.
О сегодняшних успехах и будущих надеждах с «МК» согласился побеседовать президент Федерации фристайла России Алексей Курашов.
– Алексей Николаевич, в первую очередь хотим поздравить вас и Максима Бурова с победой в Минске.
– Спасибо! Но на самом деле мы не удивлены. Максим – победитель общего зачета Кубка мира по лыжной акробатике в прошлом сезоне, действующий обладатель "Хрустального глобуса" по фристайлу, чемпион мира. Последняя золотая медаль на чемпионате мира была у нас 16 лет назад. Максим достаточно сильный спортсмен. Это его очередная победа.
– Что помогло добиться такого результата?
– Профессионализм, физическая, техническая и психологическая подготовка. Я считаю, что Максим уже состоявшийся спортсмен, несмотря на свой молодой возраст. Он очень талантлив.
– Не расстроился ли Илья Буров, что не удалось приблизиться к турнирной позиции брата?
– Спорт есть спорт. Конечно, Илья и Павел Кротов огорчены, что не попали на пьедестал Кубка мира, но невозможно всегда выигрывать. Тем не менее они знают, какие задачи перед ними стоят. У каждого спортсмена цель всегда одна – побеждать.
– На каком уровне в принципе находится фристайл, в частности, лыжная акробатика в нашей стране?
– В разных регионах России есть несколько отделений по акробатике. Мы уже 12 лет ежегодно проводим этап Кубка мира по лыжной акробатике. Та работа, которая ведется, дает свои результаты.
Максим Буров – воспитанник сильной ярославской школы. За его результатами стоит колоссальная работа тренеров, большой труд спортсменов и федерации в целом. Помимо Максима у нас есть другие сильные спортсмены: Илья Буров, Павел Кротов, Станислав Никитин. Илья и Паша недостаточно хорошо выступили на последних этапах Кубка мира. Но мы довольны выступлением Станислава Никитина. В прошлом году у него был спортивный спад – в этом сезоне он возвращает свои позиции. У него уже есть несколько медалей Кубка мира. Неделю назад было «золото» на московском этапе. Завоеванием бронзовой медали Никитин еще раз подтвердил свой профессионализм. В целом наша команда акробатики выступает достаточно успешно. Мы конкурируем с другими сильными спортсменами.
– Кто наши главные соперники?
– Не буду называть конкретных спортсменов, но по странам это Китай, Белоруссия и Швейцария. Может быть, еще США.
– В Минске у женщин первенствовали как раз китаянки. В чем уступили российские участницы?
– У нас девочки очень молодые. Им нет даже 20 лет. На сегодня самая сильная спортсменка в нашей сборной – Люба Никитина. Сейчас она прыгает двойные прыжки. В следующем сезоне мы планируем постепенно выводить ее на тройные, чтобы она могла конкурировать с сильнейшими спортсменками мира. Кристина Спиридонова осенью травмировалась и не участвовала в предыдущих этапах Кубка мира, была на восстановлении. Это ее первый этап после повреждения. Если говорить о Софье Алексеевой, она в Кубках мира вообще принимает участие только первый сезон. Соне только 16 лет, а она уже в сборной. То, что она квалифицируется и попадает в финалы на Кубке мира и на чемпионате мира – очень хороший показатель, потому что она совсем молодая спортсменка.
– Скоро начнется Универсиада в Красноярске. Как оцениваете шансы наших фристайлистов здесь?
– Наши шансы высоки. У нас квота по каждой дисциплине фристайла – четыре мальчика и четыре девочки. Во фристайле 8 дисциплин, из которых 7 – олимпийские (акробатика, командная акробатика, биг-эйр, могул, ски-кросс, слоуп-стайл, хаф-пайп). Неолимпийский лишь парный могул… Всего во фристайле в Пекине-2022 будут разыгрываться 13 комплектов олимпийских медалей.
Мы заполняем в Красноярске все квоты полностью: в ски-кроссе, могуле, слоупстайле, акробатике. Единственное исключение: в женском составе по акробатике будет у нас не четыре спортсменки, а три. Анастасия Прыткова травмировалась. Тут мы квоту полностью не выбираем. В женской акробатике у нас не так много спортсменок. Саша Орлова завершила карьеру, а из той молодежи, которая пришла, Настя получила травму.
– Достаточно ли внимания уделяется фристайлу и его разновидностям в России?
– Конечно, всегда хочется большего. Федерация со своей стороны проделывает значительную работу. Спортсмены попадают в сборную из спортшкол, поэтому наша задача – открывать дополнительные отделения там, где они еще не открыты. Мы занимаемся, хотя это не всегда заметно. Например, открыли отделение лыжной акробатики в Красноярске. Открываем и в других регионах. Работаем в этом направлении. Тут не всё зависит от федерации, многое – от руководителей конкретных регионов.
Во фристайле каждая дисциплина – как отдельный вид спорта. Это разные спортсмены, тренеры, места проведения соревнований, тренировочные базы, система подготовки, инвентарь и экипировка. В отличие от многих других видов спорта - в данном случае спортсмен не может перейти из одной дисциплины в другую. Это относится и к тренерам: специалист по акробатике никак не может тренировать могулиста. В каждой дисциплине свои возрастные группы. Фристайл – молодежный вид спорта. В него идут отважные мальчики и девочки, которые понимают, что такое риск.