Нисколько не сомневаюсь: если бы не кадровый форс-мажор, в тиски которого попала наша команда перед матчами с Германией (товарищеский) и Швецией (Лига наций), мы закончили бы год на высокой ноте. Думаю, для любой сборной мира потеря на коротком отрезке восьми игроков основного состава — серьезное испытание на прочность. А для сборной России, живущей в условиях хронического кадрового голода, — испытание вдвойне.
Жаль, конечно, что, уступив шведам, мы не смогли пробиться в группу «А» Лиги наций, но жизнь на этом не заканчивается. Да и пользу из двух чувствительных поражений на финише сезона извлечь не только можно, но и нужно. Справедливых комплиментов после успешного чемпионата мира прозвучало немало, но вовремя остановиться — тоже правильная наука.
■ ■ ■
На мой взгляд, поражения в Лейпциге и Стокгольме помогают сформулировать как минимум три взаимосвязанных наблюдения.
Во-первых, на самых наглядных примерах мы убедились в том, что более или менее глубокого резерва у национальной сборной нет. Это, в общем, не сенсация, но теперь проблема обновилась, у нее появилась важная особенность. Успех на чемпионате мира, согласитесь, был во многом обусловлен особым внутрикомандным климатом, возрожденным боевым духом, чувством высокого патриотизма игроков сборной России. Очевидно, требуется время, чтобы те, кто на подходе, тоже прониклись этой атмосферой, поняли ее и приняли.
Во-вторых, осенняя эпидемия травм подтвердила: в процессе подготовки к чемпионату мира тренерский штаб сделал действительно оптимальный выбор. Если и был брак, то в пределах допустимого, ибо не ошибаются, как известно, только бездельники. Отмечаю это как принципиально важный факт: комплектование сборной для участия в чемпионате мира-2018 — результат вдумчивой работы, основанной на глубоком, всестороннем, объективном анализе. Очень ценный опыт, который будет востребован в самом ближайшем будущем.
В-третьих, оживилась полемика о пользе — или о вреде, это как посмотреть, — натурализации иностранцев. Их у нас теперь в коллекции целых пять, половина состава, и не исключено, что в скором времени российскими паспортами обзаведется еще кто-то из не заигранных за свои сборные легионеров.
В общем, тут точно есть над чем подумать. Понятно, что в первую очередь в натурализации заинтересованы клубы, которые с помощью этого финта получают возможность расширить для себя рамки лимита. Но готов держать пари на самых невыгодных для себя условиях: убери лимит из регламента чемпионата РПЛ — и многие из тех, кто «мечтает» сегодня о российском гражданстве, быстро выкинут блажь из головы. Зачем варягу все эти хлопоты, если у него в клубе и так все хорошо? В состав проходит, контракт отличный, а сыграет он за сборную России или нет, не так уж важно.
■ ■ ■
Здесь стоит притормозить и еще раз вспомнить об уникальной атмосфере, сложившейся в сборной перед чемпионатом мира. А в этой связи о бразильце Марио Фернандесе, который стал одним из лидеров команды. Мне кажется, не найти в России разбирающегося в футболе человека, который сказал бы, что Фернандес попал в сборную не по делу, а по случаю. Ментально он давно уже свой, россиянин, пашет всегда на совесть, а по игровым качествам превосходит в своей позиции всех конкурентов.
Если есть в поле зрения натурализованный футболист, чьи профессиональные и человеческие качества не вызывают вопросов, чье приглашение однозначно усилит команду, — конечно, нужно его звать и наигрывать. Но Фернандес — то самое исключение, которое только подчеркивает незыблемость правила. Мне кажется, кроме него все позиции, на которые пробовались в нашей команде легионеры, дублируются россиянами без заметных качественных потерь. Зато в плане самоотдачи и патриотизма, который становится важнейшим фактором в трудных ситуациях, натурализованный игрок россиянину чаще всего не конкурент.
■ ■ ■
Станислав Черчесов подготовил и презентовал на заседании технического комитета РФС итоговый отчет. Знаете, что понравилось больше всего? Трезвое, взвешенное, критичное отношение к проделанной работе. Если что-то идет не так, причины нужно искать в первую очередь в себе, считает Черчесов. Так он и поступает: самая востребованная опция в деятельности штаба — поиск истины. Что не сделано? Что сделано, но недостаточно хорошо? А если хорошо, то почему нельзя было лучше?
Это на самом деле самый рациональный вариант анализа. Ссылки на травмы, ошибки игроков, их неважную форму, странные судейские решения и прочие превратности судьбы — бег по замкнутому кругу, в последнее время в этом, к сожалению, не раз приходилось убеждаться.
Сам по себе термин «отчет» мало кого вдохновляет, понимаю. Многие в футбольном мире даже и не знают, что такие формы профессионального общения до сих пор практикуются. В свою очередь, многие из тех, кто знает, считают его наследием нафталиновых времен: формальность, дескать, болтовня для галочки.
Поверхностный, недопустимо легкомысленный взгляд. Технический отчет — важнейший оценочный инструмент, позволяющий составить объективное мнение об игровой деятельности сборной и ее потенциале.
Тут уместно вспомнить, что ни один из иностранных тренеров, работавших со сборной России, до отчета о проделанной работе при увольнении не снизошел. Леонид Слуцкий, в 2015 году принявший команду в очень сложной ситуации, будь у него возможность опереться на наследие Хиддинка, Адвоката и Капелло, был бы им от души благодарен, уверяю вас. Это избавило бы его от многих проблем или по крайней мере облегчило бы их решение.
Именно об этом, кстати, говорил Черчесов, принимая эстафету у Слуцкого, который оставил нынешнему штабу много ценной информации.
■ ■ ■
Среди данных, приведенных главным тренером сборной на заседании техкома, особое внимание обратили на себя количественные показатели скоростной работы — основополагающие для современного футбола. Они, в числе прочего, позволяют дать объективную оценку уровню чемпионата России: цифры подчеркивают, что уровень готовности наших футболистов на чемпионате мира и в конце календарного года разнится достаточно серьезно. А повлиять на него в коротком подготовительном цикле, понятное дело, невозможно.
Иными словами, речь идет о качестве тренировочной и восстановительной работы в клубах, о проблеме сохранения работоспособности на длинной дистанции сезона. Если сравнивать уровень работоспособности футболистов, играющих в лучших европейских чемпионатах, с нашими аналогами, результатом гордиться точно не придется.
Матч против шведов подчеркнул эту проблему жирной чертой. А ведь шведов к грандам никак не отнесешь…