Жесткие оценки специалистов до стартов — не для разгоряченных ушей фанатов. Тренерский взгляд — безапелляционен: кому худеть, кому скользить, кому начать прыгать или заканчивать… Это все закулисье. Нам туда всегда хочется, но есть там и время только для героев спорта. То, что до официальных стартов. И насколько полезны авторитетные слова, сказанные в пространстве, нашпигованном диктофонами и телефонами, но предназначенные кому-то лично?
Да, спорт — для сильных духом, не научился бесстрастно и бесстрашно относиться к ситуации — проиграешь, и так далее, сами знаете. Только топовые спортсмены на то и звезды, что должны держать уровень. Когда происходят ошибки во время старта — это обидно и требует анализа, но это и естественно. А когда на льду показывают зрителям макет программ, а в нем отсутствуют у кого — связки, у кого — прыжки, у кого — и то, и другое, это неправильно. Не должны звезды в таком виде представать перед публикой.
Перед специалистами — обязаны. Потому что именно сейчас можно и нужно вносить изменения в программы. Именно сейчас, до начала стартов, можно и нужно получить по голове от своих, чтобы это потом не ловить от чужих.
Кто сколько раз упал и сколько чего недоделал, дворец спорта мог в воскресенье и не считать. Отличились тут практически все. Но темпераменты у спортсменов разные, ближайшие старты — у кого скоро, у кого — совсем не скоро, степень готовности — разная, отсюда и реакция на принародные ошибки: тоже в диапазоне «от и до».
Рабочий прокат для сентября показала и Алина Загитова, выступала до Евгении Медведевой. Кстати, как выяснилось, Загитова ждала свою Кармен долго. «Год назад тренеры считали, что я до Кармен еще не доросла. А сейчас есть опыт, да и после Олимпиады люди взрослеют». Ее Кармен должна войти в сезон (всего лишь второй взрослый для спортсменки!) красавицей, сметающей любые преграды и расклады танцем. А как иначе?
Расстроилась Алина очень — не скрыть. И падения были, и ошибки. Олимпийская чемпионка сказала, что знала: будет трудно выступать под грузом «золота» Кореи. И если считать выход на лед в разобранном еще состоянии перед полными трибунами снятием стресса до начала сезона — вряд ли такое начало конкретно Алине было нужно.
Да, Женя Медведева вышла к телевизионным камерам по-другому — сама раскованность и веселье. Евгения, за годы карьеры привыкнув уже к постоянному вниманию, отточила и свое мастерство поведения на публике. (Тут Алине у бывшей одногруппницы точно надо еще учиться. Правда — кому ведь что импонирует: Женя говорит все быстро и с шутками, Загитова же старательно отвечает на вопрос, а не рассказывает мини-историю. Срабатывает и возраст: Алине только исполнилось 16, а Жене в ноябре будет 19.)
Тот, кто на прокатах в Москве уже успел увидеть глобальные изменения в скольжении Медведевой и прыжках, наверное, смог с трибуны заглянуть в предполагаемое будущее. «Все пошло, мягко говоря, не по плану, — сказала сама спортсменка. — Мне кажется, Брайан за бортом вообще не сообразил, что происходит, я тоже, поэтому про прокат я лучше помолчу. В общем и целом впечатления просто отличные, потому что я дома! Все ошибки и помарки, вся эта путаница в голове — только моя вина, и над этим просто-напросто надо работать. Не знаю, хорошо это или плохо, я откатала на 20 процентов от того, что могу, даже меньше — на 15, я это прекрасно понимаю. Сказать, что случилось?.. Будет глупо называть какую-то причину, оправданий не должно быть. Это начало сезона, мы с Брайаном интенсивно работаем, по сути, всего полтора месяца. После четырех месяцев отдыха… Голова была отключена».
Еще — то ли из-за эйфории после криков «браво» даже за такой прокат произвольной программы, то ли случайно — Женя зачем-то сказала эту фразу: «Мне кажется, меня единственную поддерживали». Но спасибо публике, которая все же приветствовала всех спортсменов. Конечно, интрига с переходом спортсменки к Орсеру от Этери Тутберидзе, отъезд в Канаду заставили зрителей встречать любимицу с удвоенным интересом. На вопрос, ожидала ли она, что увидит такую поддержку, Женя четыре раза подряд повторила «нет». Брайан Орсер (уж не знаю, в какой степени он владеет русским языком, чтобы понять вопрос) засмеялся над ответом. Кстати, потом сказал: мол, действительно не совсем понял, что это было на льду в этот вечер, но опыт получен, и надо его использовать.
Держать удар — закон спорта. И Орсер ответил, как ответит любой из наших тренеров. Но лично мне все же кажется, что естественных ударов в спорте и своих хватает, зачем еще и самим их придумывать? И Загитовой, и Медведевой предстоит (как и всем спортсменам после Олимпийских игр) тяжелейший сезон. Особенно им. Каждой есть над чем работать. Причем их будут снова и снова сталкивать лбами, смотреть за ними через лупу, как на прокатах в Москве: кто и с какой стороны катка стоит, кто и откуда вышел, встретились хотя бы взглядами или нет, кто из тренеров за «чужой» спортсменкой посмотрел, а кто «демонстративно» удалился…
Это не спорт. Это то, что мы ему пытаемся навязать. Но никуда не деться, так и будет. Может, и поэтому еще «макетные» программы звезд — не для всеобщего обозрения. Ведь не проверяют же на публике писатели романы с выкинутыми абзацами?
Читайте материал "Загитова упала, Тутберидзе ушла, Медведева выступила блестяще"