Летние или осенние?
Двадцатые числа июля. Токио. Безжалостная жара под 40 градусов по Цельсию, помноженная на высокую влажность. Только выходишь из кондиционированного помещения на улицу — и ощущение, будто попал в баню. Газеты сообщают о тысячах госпитализированных и о десятках жертв неумолимого зноя... А ведь в 2020 году именно в один из таких дней, а именно 24 июля, состоится открытие летней Олимпиады.
Становится заранее жаль всех. И зрителей, которым посчастливится «вживую» наблюдать за состязаниями. И атлетов — каково им-то будет ставить мировые рекорды, если погода припасет для олимпийского лета такую жару? Без солнечных ударов и обезвоживания тут явно дело кое у кого не обойдется. Нынешнее лето японцы уже назвали рекордным по жаре, но есть ли гарантия, что два года спустя это «достижение» природы не будет побито? Да если даже температура чуть-чуть перевалит за +30 по Цельсию, тоже мало не покажется. Что же делать олимпийцам?
Похоже, что этот вопрос волнует не меня одного. Международный олимпийский комитет уже разрабатывает планы по проведению марафона и иных соревнований на открытом воздухе ранним утром, пока не так жарко. Так что марафоны для мужчин и женщин уже вставлены в расписание на 7 часов утра. А спортивная ходьба для мужчин на 50 км и вовсе начнется в 6 утра.
Вот что пишет по этому поводу газета The Japan Times: «Тосихико Секо, стратегический менеджер проекта марафона при Японской ассоциации спортивных федераций, говорит, что предпочел бы, чтобы время старта было раньше 7 часов утра, выражая озабоченность насчет того, как спортсмены смогут соревноваться при такой жаре. «Это будет рискованное соревнование. Мы хотим, чтобы оргкомитет установил как можно больше душей и затененных зон, чтобы каждый участник смог преодолеть полную дистанцию», — добавил он».
Японские политики даже включились в дискуссию о том, стоит ли на период Олимпийских и Паралимпийских игр перевести время на два часа вперед в качестве контрмеры против зноя — таким образом, предполагается, что соревнования могут начинаться еще до того, как воздух прогреется чересчур сильно. Но Страна восходящего солнца на протяжении почти шести десятилетий не переходила на летнее время, и многие задаются вопросом, как такой шаг скажется на повседневной жизни и экономике. Кое-кто опасается, например, что людям придется работать дольше…
Но постойте! Ведь в Токио уже проводилась летняя Олимпиада в 1964 году. Как же тогда справлялись с жарой? А очень просто — Игры были проведены в октябре, когда на улице гораздо прохладнее и суше. К слову, и проведенные в 1968 году в Мехико Игры тоже было бы правильнее назвать осенними, так как и они пришлись на октябрь. Да и Олимпиада‑1988 в Сеуле тоже прошла в сентябре-октябре. Так, может, стоило бы переиграть и на этот раз и устроить главный праздник планеты при более щадящих температурах? Но нет. Так уж повелось, что в последние десятилетия летние Олимпиады проводятся в июле-августе, поскольку именно эти месяцы считаются идеальными для телевизионного освещения спортивных мегамероприятий. Ведь не стали же переносить Игры‑2008, которые проводились в Пекине, где жара вполне может составить конкуренцию токийской.
Ну а пока остается надеяться на то, что летом 2020 года жара в Японии будет не такой уж сильной. А устроители обещают обеспечить публику уличными душевыми установками, разбрызгивающими водяную пыль, чтобы люди смогли немного прохладиться. Не исключено, что на токийские улицы высадят деревья для создания тенистых участков. Есть и весьма амбициозные планы положить поверх асфальта на 100 км городских дорог специальное покрытие, блокирующее жару и отражающее ультрафиолетовые лучи. Такое решение позволит снизить температуру градусов на восемь.
Огонь надежды
Ряд спортивных состязаний грядущей Олимпиады пройдет за пределами Токио. В том числе и префектура Фукусима, пострадавшая от разрушительного землетрясения, цунами и аварии на атомной электростанции, 22 июля 2020 года примет матч по софтболу еще за два дня до официального открытия Игр. Между прочим, наряду с софтболом на летние Игры в Японии в олимпийскую программу возвращается и бейсбол: первый матч японских олимпийцев-бейсболистов состоится 29 июля все в той же Фукусиме.
Спортивный директор МОК Кит Макконел поддержал идею провести олимпийские мероприятия в Фукусиме, подчеркнув, что это помогает отправить мощный месседж из района, пострадавшего от стихийного бедствия, и дает людям возможность узнать, как преодолеваются последствия серьезного катаклизма.
И именно префектура Фукусима станет 26 марта 2020 года местом старта для 121‑дневного путешествия олимпийского факела по Японии.
Не исключено, что даже церемония зажжения олимпийского огня в Греции состоится 11 марта, в девятую годовщину трагических событий 2011 года. А перед тем как в Фукусиме начнется путешествие факела по всей Стране восходящего солнца, хотят, чтобы огонь из древней Олимпии провел по два дня в каждой из трех префектур, которые пострадали от землетрясения и цунами за девять лет до этого: в Фукусиме, Мияги и Ивате.
Есть и критики планов проведения олимпийских соревнований по софтболу и бейсболу в Фукусиме, которые считают, что таким образом власти пытаются убедить людей, покинувших родные места из-за бедствия, вернуться в пострадавшие районы. Как бы то ни было, основная идея факельной эстафеты олимпийского огня — «Надежда освещает наш путь», что в свете травмы, возникшей в результате бедствия, поразившего в марте 2011 года Фукусиму, выглядит очень актуально. И это имеет большое значение как для всей Японии, так и особенно для жителей пострадавших от катастрофы районов, которые демонстрируют огромные усилия по восстановлению не только инфраструктуры, экономики и повседневной жизни, но и нормальности как таковой.
Возможно, вовлеченность региона в Олимпиаду станет дополнительным шансом для фукусимцев рассказать стране и миру о том, что не стоит сторониться их прекрасного края (ведь префектура Фукусима — одна из самых больших в Японии и за исключением небольшой территории не представляет радиационной опасности) и бояться произведенной здесь продукции. А здешние «специалитеты» — от знаменитых фукусимских персиков до премиальных сортов мяса — стоят того, чтобы гости олимпийских мероприятий оценили их по достоинству.
Вообще, похоже, тема стойкости и способности к возрождению и восстановлению японской нации будет главной на церемониях открытия и закрытия токийской Олимпиады. Об этом говорит и недавно утвержденный креативным директором Игр‑2020 известный японский актер Мансаи Номура: «Мы живы... Мы испытали войну и стали жертвами природных бедствий, этого опустошения и трагедии. Имея это в уме, нам необходимо обратить свои взоры к жизни».
«Когда б вы знали, из какого сора...»
В Токио идет строительство новых спортивных объектов — от арен до олимпийской деревни. Вот уже вполне угадываются очертания будущей арены «Ариаке». Высятся краны на стройплощадке, где будет находиться олимпийская деревня, которой на время Игр‑2020 предстоит стать пристанищем для 18 тыс. участников Олимпиады и 8 тыс. участников Паралимпиады. Наряду с 21 жилым домом в деревне разместятся торговый центр и здание, где спортсмены будут столоваться. Ожидается, что жилье для олимпийцев будет сдано уже к декабрю следующего года.
Зато цены на билеты уже известны. Обещают, что присутствие на церемонии открытия Игр будет стоить от 12 тыс. иен ($107) до 300 тыс. иен ($2687), а на закрытии максимальная цена составит 220 тыс. иен ($1970). Билет на соревнования по плаванию может обойтись от 3,5 тыс. иен (более $30) до 108 тыс. иен (чуть менее $1000). Половина всех билетов будет продана за цену 8 тыс. иен или дешевле. А для некоторых категорий зрителей вход на олимпийские мероприятия обойдется в символическую (и не очень высокую и в то же время напоминающую о годе проведения Олимпиады) сумму 2020 иен (примерно $18).
Готовятся к Олимпиаде и обычные граждане, причем не только морально. Они получили шанс внести свою пусть микроскопическую, но все-таки драгоценную лепту в историю мирового спорта. В прямом смысле этого слова — я имею в виду «драгоценная». Для этого надо просто будет избавиться от валяющегося дома электронного хлама.
В одном из холлов Министерства иностранных дел Японии я увидел достаточно больших размеров картонный ящик с прорезью, покрытый иероглифами и картинками. Рядом красовалась надпись Tokyo 2020 с изображением стилизованной олимпийской медали. В эти коробки предлагается выбрасывать б/у смартфоны, лэптопы, игровые консоли, планшеты — словом, любую отслужившую свой век электронику.
Во всех японских министерствах и ведомствах на три недели появляется такая коробка (первым стало, что вполне логично, Министерство окружающей среды), а чиновники и служащие несут свою бэушную электронику. И дело тут не только в «умной» утилизации, а в том, что из всех этих старых и поломанных гаджетов будут извлекать драгметаллы, из которых будут изготовлены олимпийские награды! Прямо как в ахматовских стихах: «Когда б вы знали, из какого сора...»
Токийский оргкомитет Олимпийских и Паралимпийских игр еще в апреле прошлого года запустил проект Tokyo 2020 Medal, планируя произвести около 5 тыс. золотых, серебряных и бронзовых медалей. В прошлом уже делали медали из добытых из «мусора» благородных металлов, но впервые в олимпийской истории медали будут на сто процентов сделаны из материалов вторичной переработки, которые будут собраны всем миром, ведь впервые в таком проекте участвуют граждане по всей Японии. Муниципальные власти по стране уже собрали многие тонны маленьких электронных девайсов, а в магазинах одного лишь крупнейшего японского оператора мобильной связи к марту 2018 года побывавших в употреблении телефонов набрали около 3,3 млн штук. И работа по сбору электронного «мусора» будет еще продолжаться.
Собранные по всей Стране восходящего солнца электронные устройства будут рассортированы и разобраны, после чего из них извлекут драгоценное содержимое. После это последуют операции по очистке драгметалла, и в конце концов будет получено чистое золото, которое и станет материалом для олимпийских медалей. Очень хочется верить, что и российским спортсменам доведется получить в 2020 году эти необычные награды.