В Глазго российские велочемпионки поиграли друг у друга на нервах

Индивидуальный спринт принес России золото и серебро ЧЕ

…И я снова забыла спросить, правда ли, что Шмелева только в 10 лет начала кататься на велосипеде и, главное, если так не давалась ей эта наука, как ни бились родители с падениями, то зачем ее на трек-то привели? Надо все же спросить. Но на треке многократного олимпийского чемпиона Сэра Криса Хоя в Глазго были другие вопросы. Даша стала чемпионкой Европы в личном спринте, обыграв коллегу и подругу Настю Войнову, с которой на пару завоевала уже золото Глазго в командном спринте.

Индивидуальный спринт принес России золото и серебро ЧЕ
Дарья Шмелёва и Анастасия Войнова Фото:instagram.com/rusvelocycling

Даша реально радовалась, как ребенок. О чем не преминула сообщить, сойдя с пьедестала. Первая медаль в индивидуальном спринте, да еще – с кем в споре-то? С Войновой! «Это был вызов, – улыбалась Дарья. – Мы ведь знаем друг о друге буквально все! И, с любой точки зрения, даже с моральной, есть напряжение в такой очной борьбе. Настин козырь - психологическая устойчивость. За долгие годы она изучила мои сильные и слабые стороны, у нас идет борьба на нервах».

Закончив второй заезд, утвердивший результат первого, девушки не забыли четверть круга проехать, взявшись за руки и поздравить друг друга с медалями чемпионата. А Даша, светясь после победы, наверное, готова была уже взять назад слова, сказанные в первые часы чемпионата, когда шла борьба за командное золото.

«Трек тут довольно своеобразный - как «нога пойдет». Если что-то не так - прямо закручивает. Первая половина у меня не очень хорошо получается, потому что, к моему удивлению, организаторы решили положить здесь валик, который никогда не кладут. Этот валик ограничивает траекторию на треке, чтобы никто не сокращал. Из-за него уже не получалось «нырять», и я ехала не по привычной для себя схеме. Хотя вторая половина получилась очень хорошо».

Но теперь-то уж сомнений не может быть – «нога пошла туда, куда надо». Не зря перед чемпионатом спортсмены хвалили велотрек в Глазго: полотно хорошее, быстрое, можно и на рекорды замахиваться. Свой рекорд Шмелева и установила – первая золотая медаль в индивидуальном спринте теперь есть! Как сказала Даша – спасибо родным и тренеру Владимиру Кирильцеву: «Он дает такие невероятные тактические советы. Я даже переспрашиваю его: уверен ли он, что я могу все это реализовать?».

…Вообще велотрек – одна из самых демократичных спортивных площадок. Все тут вместе. Зрители, само собой – за бортом, а вот журналисты, специалисты, спортсмены – все в центре. Полевые игроки. И никто ни от кого не прячется – просто некуда. И, представьте, на расстоянии можно тренера издалека пальцем поманить: есть вопрос, мол. И он подойдет, а не скроется, как в иных видах спорта, где-то в недрах залов и коридоров, куда проход закрыт. Главное – конечно, не злоупотреблять, уважение это взаимное не терять.

Еще – здесь каждая эмоция спортсменов на виду. И гимн, если надо, спеть можно практически стоя плечом к плечу с чемпионом. Мы – спели. А после гимна Дарья Шмелева сказала неожиданное. «Я вас уверяю: мне еще многому надо учиться. Да, я прибавила – и технически, и тактически. Но это процесс бесконечный. Наверное, закончу выступать и все равно буду учиться, наблюдая за звездами по телевизору».

Интересно так заглянула куда-то в далекое будущее. А в этот вечер и Даша, и Настя много смеялись. Улыбчивые вообще, позитивные.

Настя Войнова получила серебро. Это какие-то мелькнувшие для нас сантиметры колеса, успевшие раньше наехать на финиш, определяли первого-второго. Войнова потом проанализирует, почему сантиметры случились, как допустила?

- Формой своей, в принципе, я была довольна… – И тут Настя неожиданно расхохоталась, сквозь смех пояснив причину: «ключевое слово – была!». – Я себя неплохо чувствую для чемпионата Европы. Но, конечно же, тем, что проиграла… Я этим не расстроена, я – не удовлетворена. Если говорить честно, этот чемпионат по уровню в спринтерских дисциплинах послабее предыдущих, он поспокойнее, поэтому проигрыш как-то не очень вписывался в планы.

- А сколько по уму нужно восстанавливаться после такого финального дня? Сколько процентов энергии вы сегодня потратили?

- Если честно, никогда не задумывалась над этим, с юниорского возраста выступаю почти во всех спринтерских дисциплинах и, конечно, нарабатывается на тренировках то количество сил, которого хватает на все дни старта. Хотя процесс недовосстановления все же присутствует, учитывая, что организм выкладывается на таких стартах по максимуму. Но плюс чемпионата Европы заключается в том, что спринт проходит в два дня, на Кубке он укладывается в один день и – с утра и до вечера. Поэтому сказать, что сегодня было стопроцентное утомление, я не могу.

- Спринт на треке – это терпение, а потом взрыв. В вас чего больше?

- Все есть. Самое главное в спринте – хладнокровие. Терпение и взрыв – это больше физический аспект. Но важен моральный. Если ты выходишь на высокий международный уровень, то там уже пять -восемь гонщиц в мире равны. И моральные аспекты важную роль играют.

- Вы же в первый раз проиграли Шмелевой на старте такого уровня?

- Нет, в прошлом году на чемпионате Европы проиграла в 1/4, и я тогда не попала даже в четверку, хотя до этого три года были победы и медали. Но у меня был такой сезон спада. Сейчас я себя, конечно, лучше чувствую.

- И как примириться с таким проигрышем каких-то сантиметров колеса?

- А никак, надо проанализировать и идти дальше.

- Я как раз об этом, как эти см анализировать? Эти лишний вдох или выдох?

- На самом деле в спринте очень много технических и тактических нюансов, даже какое-то лишнее движение велосипеда может аукнуться тебе спадом скорости или проигрышем. Незаметные миру причем. Это мелочи, но, когда начинаешь анализировать – для нас они и превращаются в победные.

…И тут подошел местный журналист, которому надо было задать несколько вопросов обеим спортсменкам. Вопрос первый – как вы достигаете таких успехов? Ответного смеха на такую незатейливую прямолинейность парень не понял, как и быстро рассказанного Шмелевой без перевода анекдота: «Помните: либо вы завоюете золото, либо поедете в Магадан его добывать! Вот расскажи так, а завтра во всех газетах будет: им угрожают!».

Но любые вопросы требуют ответа. И Настя его дала с легким уходом в аналитику тренировочного процесса. «У нас немного отошла в сторону старая система подготовки, стараемся изучить опыт зарубежных специалистов. Было время, когда мы затормозили, все сделали скачок, а наши спортсмены остались в прошлом лет на пять».

Следующий вопрос – про условия тренировок и трек в Москве. Когда коллега услышал, что велотрек был построен к Олимпийским играм в 1980 году, долго пытался понять, какой он? И аккуратно, как-то не особенно доверяя себе, спрашивал: закрытый, деревянный, а сколько метров? «Деревянный, закрытый, 333 метра, а когда нам для подготовки нужно 250 метров, мы уезжаем на сборы».

Тут нервы парня, как и лицо, вытянулись в струну: «Как вы это делаете? Это же тяжело – переходить с трека олимпийских параметров на иной?».

Чемпионки опять ответили в своей манере: «И что такого? Мы используем треки 250 метров перед подготовкой к чемпионатам мира и Европы. Полезно для головы на самом деле».

Последняя фраза то ли убила его окончательно, то ли примирила с суровой российской действительностью, приносящей такой медальный результат. Короче, явно не знаток русских женщин.

А собирающий чуть в стороне вещи главный тренер сборной России по велотреку Сергей Ковпанец (вот она прелесть работы журналиста в поле!) решил завершить интервью таким образом: «Победившая Даша тактически грамотно провела все заезды - в полуфинале смогла одолеть очень сильную француженку, а потом обыграть и Настю Войнову. Все заезды были выстроены правильно, не было допущено ни одной грубой ошибки. Даша набирает мастерства, становится опытным спринтером. Очень рад тому, как сегодня выступили обе спортсменки. Они показывали достойные результаты в юниорском возрасте, теперь продолжают одерживать победы и на взрослом уровне».

Рядом вдруг снова возник шотландский коллега. Наверное, вопрос, «как они это делают?», все же не давал ему покоя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27751 от 8 августа 2018

Заголовок в газете: Полет Шмелевой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру