Квалификация, после которой наши девочки оказались на втором месте, тряханула нервами. Тут капитан Мельникова ничем коллегам помочь не могла – им надо было пройти помост европейского дебюта лично. И крохе Симаковой, и Ахаимовой с опытом Универсиады, и Ирине Алексеевой, три месяца назад появившейся на чемпионате России прямиком из Америки, и 16-летней Ульяне Перебиносовой. Без ошибок не обошлось. Бревно «уронило» и Симакову, и Алексееву, удержало Мельникову, но с большой потерей в оценке. Потом – вольные, на которых Лиля Ахаимова должна была показать себя Европе во всей красе, жестко наказали за срыв… А формат турнира, говоря проще – просто жесть: три спортсменки выступают на снаряде, три оценки идут в зачет. И даже фраза «хоть стой, хоть падай» не прокатит. Надо везде стоять, то есть выстоять.
У Ахаимовой была травма перед чемпионатом, да еще и опробование снарядов сложилось так, что не успела почувствовать ковер – итальянки долго с музыкой возились, а пропали в итоге положенные нам минутки. А минутки эти – то самое ощущение себя на помосте. Говорят, Лиля на тренировке полтора часа плакала, когда ей сказали – упрощаем в финале программу. Но все-таки три разрыва в связках голеностопа – это серьезно, чтобы зажила любая связка, нужно полгода, это время еще идет. А программа сложная, мощная.
«Понервничали, конечно, а как без этого, - тренеры потом это скажут. - Первый раз ведь приехали. Но прошли снаряды, посмотрели вокруг, глазки успокоились немного, увидели, что сверхъестественного ничего нет».
Увидели и услышали. Так им старший тренер Евгений Гребенкин и сказал, как в спорте положено: не соперницы у вас выиграли, а вы проиграли своими падениями, теперь успокоились – показывайте характер.
И они его показали. Необстрелянные совсем, с опытом – копеечным на взрослом помосте. Абсолютно контролируя в финале ситуацию. Как сформулирует впечатления заслуженный тренер России и судья международной категории Вера Киряшова, «управляя собой».
- И это стало видно с первого снаряда. Сложный прыжок у Симаковой, не всегда пока еще хорош в исполнении, но в финале она им управляла. Ахаимова – только-только начала прыгать на жесткую опору – всего за два дня до выезда в Глазго. Все было сырое еще – а прыжок нужен позарез, видели же, как все сейчас прыгают? Мы отстаем в этом виде, но основные команды в базе сейчас уже догнали. Не догнали американок, далеко пока до них, а с Европой можем соревноваться, осталось поднять чистоту.
Ирина Алексеева сделала в финале то, что и показывала во время тренировок. Кстати, когда врачи разрешили ей тренироваться после травмы ноги, в период последних прикидок она ни разу на бревне не допустила падений, а то, что произошло с ней в квалификации – чистая психология, технически она все сделала. Ульяна Перебиносова справилась хорошо со своей задачей.
То, что прошли бревно в финале без падений – просто здорово. Бревно для нас - не сегодняшняя проблема. И не потому, что плохо готовились, не уделяли времени достаточно или тренеры не понимают, что делают. Так уж у нас в стране устроено: мы эмоциональны и всегда ставим перед собой высокую задачу. А когда ставишь именно такую, то переживаешь особенно. А со сложной программой и риск всегда повышается.
Ангелина Мельникова сегодня вела всех в прямом и переносном смысле. Геля меняется, потихоньку набирает и набирает, взрослеет. После Олимпийских игр, когда она осталась одна из сборной, ее поставили перед строем и сказали, ты – лидер. Представляете, каково это? Искусственно такие превращения не происходит. Лидерами становятся. Вот Геля и проходит этот путь.
Понравились мне и вольные упражнения – у Симаковой большой запас чувствуется, она физически крепкая, хорошо обкрученная, технически грамотная. Лилия сделала все, что могла, хотя, знаю, переживала – после упрощения боялась перекрут допустить.
Хорошо девочки выглядели в финале. Правильно выбранные спортсменки принесли нужный результат. Почему о выборе говорю? Это ведь не экспериментальная команда была, а сборная, составленная в силу обстоятельств. Многие поклонники хотели бы видеть в команде Викторию Комову, которая претендовала на поездку. Но – что тут поделаешь? Три девочки выступают, три оценки – в зачет. Прыжок у Вики пока не идет, на жесткую опору она и на прикидке не встала. На брусьях при чистоте линий – база всего 5,5… Тут надо очень четко понимать задачу. Сработал спортивный принцип, никаких обид не должно быть. Конкуренция растет, научились работать уже даже те соперники, на кого мы и не смотрели никогда.
Француженки набирают обороты – бревно «стоят», даже удивительно, что было падение в финале, брусья хорошие, прыжок хороший, вольные с сильной акробатикой. Великобритания – тоже команда, собранная в силу обстоятельств. Травм во всех сборных много. Только в Америке большой выбор, во всех остальных странах – мало элитной гимнастики. А то, что мы видим на помосте – это элитная гимнастика. И каждая спортсменка важна. Если сломалась даже одна – команды нет.
Многие сборные подтянулись, но пока, конечно, нам стоит за Францией поглядывать и Великобританией, если будет выступать в своем составе. За команду Украины можно порадоваться, что вошла снова в обойму, в пятерке сильнейших. Ведь у нас – как? Только при большой конкуренции создается великое.
…Отстоять титул сильнейших в Европе женской сборной удалось. Проверить дебютанток на боевом помосте – тоже. Кто-то из сегодняшних чемпионок поедет и на осенний чемпионат мира, на котором будут разыграны лицензии Олимпийских игр. Кто это будет? Каждая за оставшиеся месяцы будет работать чуть-чуть по-другому. Каждая почувствовала вкус золота и конкуренции. Остается создать великое.