Даже если не удалось раздобыть билет хотя бы на один матч, то это не помешает стать частичкой грандиозного футбольного праздника. Есть фан-зоны, атмосфера в которых сродни стадионной, можно прогуляться по Саранску с перуанцами или всю ночь пропеть в Москве с мексиканцами. Можно кутить с британцами, а можно примкнуть к стройным рядам исландцев и сотрясти вместе с «викингами» близлежащие улицы фирменным скандинавским «ух» с хлопком руками над головой. А мы все готовимся к облому.
Соцопросы показали, что 69% опрошенных россиян не верили перед стартом мирового первенства в свою сборную. Не в факт ее существования как таковой, конечно, а в успешное решение задачи выхода из группы. Ну не верит большинство — его право. У меня вот есть знакомый, который не верит, что Дональд Трамп — реально существующий человек, и я уважаю его право так думать и не пытаюсь разубедить. А Шерлок Холмс не знал, кто вокруг кого вертится: Земля вокруг Солнца или наоборот. И ведь неглупый был человек, и жить ему это не мешало. Но когда неверие в нашу сборную принимает агрессивные оттенки, кулаки сжимаются. Попытки подвести какую-то аргументационную базу под собственный пессимизм раздражают. Правду говорят, что глупость, помноженная на упрямство, — худшее сочетание личностных качеств.
■ ■ ■
Так уж случилось, что матч-открытие Россия — Саудовская Аравия мне пришлось смотреть не с лужниковских трибун, а в редакции по телевизору. С самого утра коллеги из других отделов подходили с одними и теми же словами: «Позор начинается. С каким счетом наши сегодня саудитам проиграют?» Объяснить столь неожиданный прогноз на матч никто не мог. Мой совет, что в случае уверенности в таком исходе непременно стоит поставить на наших соперников и как минимум в 10 раз увеличить сумму ставки, показательно игнорировался. Зато как все радовались у телевизора победному голу Юры Газинского, хотя 25 смотрящих из 30 услышали фамилию этого футболиста впервые в жизни! И второму мячу радовались, и всем остальным. Нисколько не осуждаю коллег. Более того, прекрасно понимаю, что язвительные реплики в сторону сборной России — элементарная защитная реакция, возникновение которой в подсознании неподготовленных болельщиков (тех, кто обращает внимание на футбол лишь когда играет сборная) своими сомнительными достижениями спровоцировала сама наша национальная команда.
■ ■ ■
А еще есть у меня один близкий знакомый, который звонит по нескольку раз в день и неизменно начинает беседу со слов: «Я не понимаю». А дальше следует классический набор: «как этих вообще на мундиаль пустили», «а этого игрока просто не узнаю, ведь играть совсем не хочет», «судьи очки дома забыли», «зажравшиеся миллионеры только о деньгах думают» и все в таком духе. Спрашиваю, а разве не восхитил его хет-трик Криштиану Роналду в ворота сборной Испании или тренерский гений Хуана Карлоса Осорио, по кирпичику разобравшего действующего чемпиона мира — Германию. Говорит, что здорово было, а потом опять: «бразильцы и Неймар не те», «австралийцы зря на мундиаль приперлись»...
Футбол для болельщика не работа, а удовольствие. Какой смысл концентрироваться исключительно на негативных моментах, игнорируя все вкусное. Такая модель поведения сродни походу в Третьяковскую галерею, где вместо прекрасных картин посетитель внимательно изучит лишь план эвакуации, а потом начнет делиться своим авторитетным мнением и советами относительно возможной смены полотен и последовательности тематических залов.
■ ■ ■
5:0 в первом матче пессимистов в большинстве своем не успокоили, а в каких-то случаях даже привели к обратному эффекту. Приезжаю к своему дому после блистательного матча Германия — Мексика, самого до сих пор немного поколачивает от переизбытка испытанных эмоций, хотя с финального свистка прошло уже часа два. И на лавочке у подъезда встречаю соседа, в большой любви к футболу ранее мной не замеченного, но парня приятного и общительного. И он мне прямо с порога: «Сколько нам забьет Египет?» Приятная дрожь возбуждения от футбола в теле моментально превратилась в нервную. Прошу разъяснить позицию. Говорит, что матч с Саудовской Аравией — не показатель, что россияне даже в выигранном с неприличным счетом матче выглядели бледно. Ладно, говорю, убеждать тебя не собираюсь, давай спорить. Так и поспорили на бутылку хорошего коньяка. В случае ничьей — расход. И кто, скажите, из нас двоих готов к облому? Обидно лишь то, что теперь сосед будет вынужден болеть за свой прогноз, что вряд ли ему добавит положительных эмоций.
Я не советовал соседу делать ставку на египтян, все равно бы не послушал. А сам подстраховался и поставил на «фараонов» 1000 рублей. В случае поражения сборной России моя ставка умножится ровно в 4 раза, чего точно хватит для покупки приличного напитка для соседа. А в случае победы наших парней я получу не только хорошее настроение от выхода россиян в плей-офф, но и выпью дорогого коньячку, потратив на него всего тысячу. Я не готов к обломам и немного понимаю в футболе. И в этом в конкретной ситуации моя сила. И сила тех, кто умеет получать от лучшей в мире игры полноценное удовольствие.