…Семиметровый штрафной бросок, или просто «семерик», технически не сложный. Вратари, по статистике, берут лишь 15–20 процентов таких мячей. Но приемов их исполнения, равно как и способов защиты ворот, — целый набор. Когда вратарь выходит из ворот на максимально разрешенные 4 метра, принимает позу морской звезды и начинает танцевать, нервы у пробивающего частенько сдают.
В этом матче Россия не забила четырежды! Лунде, повторюсь, играет в Ростове-на-Дону и хорошо знает манеры Анны Вяхиревой, Виктории Жилинскайте, Дарьи Дмитриевой. Кроме того, Вяхирева при выполнении броска с 7 метров на этой Олимпиаде уже схлопотала прямую красную карточку: арбитры посчитали, что она метила в голову шведского вратаря злонамеренно (повторы показали, что судьи не правы). Страх повторения неприятного эпизода засел в подсознании. А вот Ильина часто отрабатывала этот бросок с Лунде на тренировках. Поэтому и не дрогнула.
— В этом случае надо выходить и ничего не бояться. Быть уверенной, что забьешь, и тогда все получится, — скажет потом одна из самых красивых гандболисток планеты Ильина. — Я в шоке: мы в финале Олимпиады! Не могу поверить!
* * *
…А ведь овертайма, убившего у болельщиков миллиарды нервных клеток, могло и не быть. В основное время девушки в красной форме вели — 31:30 после такого же пенальти, у Норвегии оставалось 13 секунд на ответную атаку. Обычно такое не проходит, но знаменитая Хайди Лёке прошла по центру и поразила наши ворота. Позднее герой матча Влада Бобровникова выложит у себя в соцсети видеофайл с красноречивым именем «заступ». Скандинавка не имела права заходить за линию при проведении броска, и это отчетливо видно. Ну да бог им судья, этим арбитрам! Я уверен: сборную России не «топили» специально, это скорее вопрос квалификации и способности «прочитать» площадку. Хотя Владлена (еще одна ростовская дива) может считать иначе: в одном из моментов перешедшую на центр полусреднюю чуть не лишили глаза, мордовали и валяли как могли. Хваленая Лёке, линейная, неоднократно признанная лучшим игроком мира, поразила своей бесцеремонностью и грубостью. Как и другая знаменитость — Нура Мёрк.
* * *
Переведенная Трефиловым с любимой позиции левой полусредней в линейные (зона, прямо скажем, самая болевая и травмоопасная) ростовчанка Анна Сень ответила на поздравления корреспондента «МК» ровно в полночь по Рио-де-Жанейро.
— С ума сойти, как же это прекрасно — выиграть. И ведь вдуматься, это моя первая Олимпиада!
— И это лучший матч в твоей жизни?
— Лучший. Пока. Я рассчитываю, что скоро лучшим станет тот, что мы сыграем в субботу. Финал против Франции.
У Ани рука легкая. Еще до четвертьфинала с Норвегией в нашей переписке я ошибочно предположил, что в случае успеха нас будут ждать Испания или Франция.
— Выходим на Норвегию или Швецию. Все будет нормально, — успокоила эксперт и внештатный колумнист «МК».
* * *
Сна как не бывало. Поздравил команду всеми возможными способами, пока ее не привезли в Олимпийскую деревню: в цитадели олимпийского спорта Интернет настолько слабый, что «срываются» любые средства связи. А в это время в столице Македонии Скопье не могла уснуть Ирина Полторацкая, в недавнем прошлом яркая разыгрывающая сборной России по гандболу, серебряный призер Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Вместе с выступающими и ныне капитаном команды Ириной Близновой и Екатериной Маренниковой. «Спасибо, что отомстили за нас!» — написала в «личку» Ирина, жена лидера мужской сборной России Тимура Дибирова, мама двоих замечательных детишек.
В финале та замечательная команда считалась фаворитом, но что-то пошло не так, и мечтавшая об олимпийском «золоте» Норвегия нанесла команде Трефилова довольно болезненное поражение. С тех пор начались в нашем гандболе мытарства. После победы на чемпионате мира-2009 лучшим результатом для России стало 5-е место на прошлогоднем «мире» в Дании. Причем Норвегию мы в группе обыграли, но в итоге она вновь стала лучшей на планете, а мы остались лишь пятыми. Олимпиаду-2012 в Лондоне ждали как манны небесной, а в итоге вылетели в четвертьфинале от кореянок. Здесь, в Рио, отомстили и Корее, и Норвегии.
— Хорошо бы Трефилов показал девушкам наш финальный матч, чтобы они ошибок не повторяли, — пожелала Полторацкая. В пятницу днем, после бессонной, но счастливой для российского гандбола ночи, мы созвонились.
— Ира, вы верили до игры в счастливый исход, если учесть, что наша команда все-таки недостаточно стабильна, играет «качели», отпускает соперников?..
— Я верила на 99 процентов, потому что другие команды в этом смысле хуже, чем наша. Из того, что я видела. У нас больше игроков хорошего класса, чем у норвежек.
— Играют одни и те же. Большой разрыв между уровнем основы и запасных?
— Сложно сказать. Возможно, могли бы выпустить игроков оборонительного плана в концовке, они, возможно, и помогли бы. Не знаю. Возможно, смена поколений происходит: должна же когда-нибудь случиться! А вообще, в командах других стран 3–4 исполнителя хороших, остальные намного слабее. Это видно. А у нас все наоборот. Подобрались примерно равные. А игра каждого из них зависит от конкретного матча. Трефилов надеется на опытных, но обычно поиграть дает всем. Кому-то чуть меньше времени, но в целом почти поровну.
— Чем объяснить, что очень мало мячей наши забили с углов, а по центру — наоборот?
— Раньше игры складывались наоборот. И Марина Судакова выстреливала, и Полина Кузнецова. Норвежки ждали именно бросков с угла и прикрыли зоны. Наши этим воспользовались и перевели атаку на центр.
— Вы видели повтор гола? Там был объективный заступ.
— Была судейская ошибка. Но трудно что-то сказать. Раз уж победили... Пусть как можно больше таких ошибок будет в нашу пользу!
— А вот эти лишние 10 минут не скажутся негативно на финальной игре? Вы, помню, играли с Францией в Пекине бесконечные овертаймы...
— У нас после Франции был полуфинал с Венгрией, в котором мы очень хорошо и спокойно играли, почти отдыхали. Но на финал нас не хватило. Я надеюсь, теперь у девушек хватит сил, и они будут отдыхать уже после. Кстати, француженки тоже сыграли непростой матч с Голландией: волевой, тяжелый, с перевесом в один мяч. Нам надо серьезно отработать часик.
— Отбитые семиметровые — это заслуга Лунде?
— Аня Вяхирева немножко перенервничала, Катя Ильина потом доказала, что Лунде редко спасает. Не будем обращать внимания на ошибки.
— Вы не хотели сами вчера выйти на площадку?
— Нет! Я уже только в качестве болельщика. Мое время было тогда, надо было в Пекине делать результат. И я понимаю, что все в игровой карьере сделала.
— Обратили внимание, что Трефилов сегодня был какой-то другой?
— Девочки хорошо работали. Практически постоянно в свою игру, чаще вели в счете и не давали ему повода нервничать. Так что он трезво провел весь матч. Он обычно кричит, когда команда «плывет». Это был лучший матч. Хотя надеюсь, что лучший впереди. Да, Россия–Норвегия — заголовок более громкий, чем Россия–Франция, но это финал, никуда от этого не денешься.
— Вы видели здесь сборную Франции?
— Видела. Игра быстрая, немножко покрепче, чем у других команд, защита. Несколько жестче, чем даже у норвежек. Вратари у них крепкие. Но по большому счету играют только Пино и Лякрабер, и все идет от них. Плюс еще Сираба Дембеле. Остальные пониже классом. Но нельзя расслабляться. Я надеюсь, этого не случится. Все понимают ценность происходящего. И Трефилов никому не позволит вздохнуть спокойно.
* * *
А что же архистратег сборной Евгений Васильевич Трефилов? Автор бесконечного числа афоризмов, которые пополняются с каждой пресс-конференцией, в этот раз вел себя предельно спокойно и практически не повышал голос. Вовремя брал тайм-ауты и вообще удивил своего коллегу Торира Хейгерссона, который привык играть звездным, но «ограниченным» контингентом. Он поставил в ворота не Викторию Калинину, а Татьяну Ерохину (обе в итоге сыграли выше всяких похвал!), организовал схему игры «4–2», а после трех провалов в обороне и результативных контратак скандинавок вернулся к надежному построению «6–0». И даже в условиях, когда информированные норвежки заблокировали российские края, заработали пушки Бобровниковой и Дмитриевой. Центр, зону Майи Петровой, укрепила Сень.
Но когда начался овертайм, главный тренер решил пощадить себе нервы, оставив хозяйство на ассистента Левона Акопяна. Конечно, он уже не вспоминал после игры о веревке и намерении повеситься в женском туалете, как он говорил после игры с кореянками. Тренер серьезно разбирал игру:
— С линии в концовке нам набросали целый мешок мячей. С Лёке, увы, не справились, хотя разбирали ее игру. Надо было работать с ней профессиональнее, взять персонально и не отпускать. Здесь мы не справились. Семиметровые? Мы тренируем Лунде, делаем это за российские деньги. Она потом соберет чемодан денег и уедет, а у нас будет дырка на поле и в бюджете. Сегодня никто не уснет. Прохожу мимо раздевалки: там стоит вой. Я говорю: «Что вы плачете, выиграли же! Надо спокойно выходить и еще раз выигрывать!..»
Вашими бы устами, Евгений Васильевич. «Мы не можем спокойно», — весь турнир потешаются над собой девушки, пытаясь дать внятное объяснение «качелям» в счете, потерям преимущества и общей нервозности. Но игра с Норвегией войдет в историю хотя бы тем, что наша сборная вцепилась в объективно сильнейшую команду мира и лишила ее всех хваленых качеств. А после Норвегии никакая Франция с Аллисон Пино и Александрой Лякрабер уже не страшны!
Гандбол. Женщины. Полуфиналы
Норвегия — Россия — 37:38
(16:18, 15:13, 6:7ОТ)
Бобровникова
(8 мячей/12 бросков),
Дмитриева (7/11),
Кузнецова (5/5),
Близнова (4/5),
Ильина (4/6),
Вяхирева (3/7),
Петрова (2/2),
Сень (2/3),
Судакова (1/1),
Маренникова (1/1), Акопян (1/3).
Вратари:
Калинина
(9 отраженных из 28 бросков, 32% эффективности),
Ерохина
(7 из 25, 29%).
Нидерланды — Франция — 23:24 (13:17).