— Вы недавно занимаете пост министра. Уже разобрались, какое вам досталось наследство?
— Наследство богатое: за последние годы в области построены шикарнейшие дворцы спорта. Но с другой стороны, это такое богатство, которое способно разорить. Дворцы построены в населенных пунктах с небольшим количеством жителей. Поэтому они пустуют. Тем не менее за них приходится платить огромные налоги и тратить серьезные деньги на их содержание. Чтоб сводить конца с концами, тем немногочисленным спортивным детским учреждениям, которые все-таки там занимаются, выставляют за аренду очень высокие, коммерческие цены. А аренду по этим несообразно высоким, коммерческим ценам оплачиваем мы — Министерство спорта Московской области.
— А где эти дворцы спорта?
— В Коломне, например. Дворец конькобежного спорта обошелся в 5,5 миллиарда. Только налог на имущество мы за него платим — около 360 млн руб. Хотя дворец этот даже близко не дает таких доходов. Другой пример: в Рузе с населением 13 тыс. человек построили роскошный водноспортивный комплекс. Несмотря на наличие там наших учреждений — спортивной школы, училища и спортивной базы — загрузить его полностью не удается.
— Не пробовали поднимать вопрос на федеральном уровне?
— Да, мы озвучивали эту проблему. Понятно, что нужно вводить какие-то налоговые льготы для спортивных сооружений, иначе ни о каком доступном спорте нельзя даже говорить. Федеральный бюджет, кстати, тоже с этим столкнется. Когда в Сочи сдадут все олимпийские объекты, налог на недвижимость будет платиться с кадастровой стоимости объекта. Если все эти налоги лягут на Краснодарский край, региональные власти тоже будут не очень рады.
— Значит, дворцов спорта в Подмосковье строиться больше не будет?
— С гигантоманией покончено. Это решение Сергея Шойгу поддержал и Андрей Воробьев, исполняющий обязанности губернатора области. У нас уже есть великолепные ледовые дворцы мирового уровня в Балашихе и Мытищах, бассейн в Рузе, каток в Коломне, санно-бобслейная трасса в Парамонове. Но населению нужны небольшие 25-метровые бассейны и демократичные катки, где можно заниматься и играть круглые сутки. И мы сейчас разрабатываем типовые проекты именно таких ФОКов — они и будут строиться в области.
— Строительство маленьких и недорогих спортивных сооружений — это курс правительства Московской области?
— Наш курс — массовость спорта, доступность и бесплатность. У нас, кстати, все уже забыли, что спорт для детей и юношей в области бесплатен. Но, куда бы я ни приехал, везде родители говорят, что с них берут деньги. Даже в шахматном клубе — и там берут.
— Зарплаты тренеров маленькие, поэтому и берут. Планируете поднимать?
— Тренеры получают 20 тысяч в муниципальном образовании. По области больше — 36 тыс. Будем поднимать сейчас на 6%. Мало, конечно. Но хоть какое-то увеличение.
— Со спортивными школами в области какая-то каша. Одни относятся к Минобразования, другие — к Минспорту, третьи — муниципалам. Как вы с ними разбираетесь?
— В области 255 физкультурно-спортивных образовательных учреждения: 13 областных спортивных школ, 7 училищ олимпийского резерва, 205 муниципальных СДЮШОР и ДЮСШ.
Владимир Путин уже дал поручение министру Виталию Мутко: все спортивные школы вернуть в ведение отрасли спорта. Так что всем этим учреждениям предстоит оптимизация. Например, у нас сейчас действуют два училища по баскетболу, в Видном и в Химках, — зачем два? Объединим, сократим административные расходы, а сэкономленные средства направим на организацию тренировочного процесса. Должен заметить, мы не планируем сокращать учебные группы и тренерский состав. Или еще пример: на данный момент в ведении министерства находится пять центров подготовки спортсменов. Я считаю, что области достаточно иметь три центра подготовки спортсменов — центр олимпийских видов спорта, центр неолимпийских видов и центр паралимпийских видов. Аналогичная ситуация и с областными СДЮШОРами.
— Какое место в ваших планах занимает профессиональный спорт?
— Развивать профессиональный спорт должны профессиональные клубы, а оплачивать их деятельность должны бизнес и спонсоры. Сейчас 46% бюджета Минспорта Московской области тратится на содержание профессиональных команд. Баскебольные клубы «Химки» и «Триумф», гандбольные команды «Чеховские медведи» и «Звезда», хоккейный клуб «Атлант»… Я думаю, нет ни одной области, где бы столько денег тратилось на профессиональный спорт. При этом на весь календарь спортивных соревнований области расходуется всего 3% средств, из них на детско-юношеские соревнования менее 0,5%. Это недопустимо. Почему мы должны их финансировать? Ни у одного клуба в аббревиатуре не стоит «Московская область». В «Атланте» и «Витязе» хотя бы играют воспитанники областных спортшкол. А есть клубы, где нет ни одного спортсмена из области. Почему я должен на такие команды тратить бюджетные средства? Я лучше буду их направлять на подготовку наших областных детей.
— Вы сами каким видом спорта занимались?
— Боксом. Я вырос в Челябинске, мама на заводе работала, папа на экскаваторе. Никаких шансов оттуда уехать у меня не было. Но я стал чемпионом города, потом области, потом, когда в армию призвался, меня определили в спортроту, я приехал в Москву, в Лефортово, СКА13. Я не был выдающимся спортсменом, но я и Константина Цзю знаю, и Александра Лебзяка. Выступал с ними на соревнованиях, это мои ровесники. Сейчас Цзю хочет открывать несколько спортивных школ в Московской области, конечно, мы будем этому способствовать. Если он пацанов заберет с улицы, это будет отлично.
— Сейчас продолжаете заниматься спортом?
— Конечно. Я когда бизнесом занимался, у меня все партнеры были старше меня. Я насмотрелся на их болезни и понял, что здоровье и честь надо беречь смолоду. Так что сейчас играю в футбол, баскетбол, хоккей, занимаюсь маунтинбайком, бегаю на лыжах марафоны.
— Ходят слухи, что вы собираетесь принять участие в любительской лыжной эстафете 31 декабря в Воскресенском районе на трассе поселка им. Цюрупы...
— Да, я уже пообещал. Мне надо еще троих человек найти в областную команду. Ишмуратову, наверное, попрошу — она моя землячка из Челябинска.
— Будете первым министром спорта за всю историю Подмосковья, который побежит в лыжной гонке.
— Главное, чтоб не последним.