Глава РФПЛ Сергей Прядкин, президент ЦСКА Евгений Гинер, президент «Зенита» Александр Дюков и председатель совета директоров «Анжи»Константин Ремчуков не скрывали, что главная цель на данный момент — исключительно объявить о намерении созвать официальную инициативную группу по созданию нового чемпионата. Собственно, больше собравшимся сказать общественности было нечего. Как выяснилось, ни какой-либо даже самой черновой концепции у инициаторов нет, никаких нет и договоренностей, очередь из желающих войти в новую лигу не стоит, не решено, какие страны и клубы будут приглашаться к переговорам, не просчитаны риски, нет мало-мальски определенных расчетов финансовой привлекательности этого проекта. Но зато есть непонятно откуда взявшаяся уверенность в этой самой привлекательности.
По словам Евгения Гинера и Александра Дюкова, идея родилась вовсе не после приснопамятного матча «Динамо» - «Зенит» и высказываниям гендиректора питерского клуба Максима Митрофанова о возможном уходе «Зенита» из эрфэпээловской песочницы.
Я поднимал этот вопрос еще в 2004 году, но тогда к созданию такой лиги не было предпосылок, - утверждает Гинер.
Откуда же предпосылки возникли сейчас, если не из уст Митрофанова (читай: Миллера)? Да просто сейчас УЕФА посмотрела на этот проект иначе, они одобряют, сказали инициаторы. Но, оказывается, никакой официальной бумаги, подтверждения, одобрения от УЕФА тоже пока нет, только какие-то неясные намёки в прессе. И всерьёз эта идея пока с Мишелем Платини не обсуждалась. Чего, мол, зря беспокоить на безрыбье европейское футбольное начальство. Сначала надо все обсудить, на бумажке изложить, конкретикой подкрепить, потом уже за одобрением идти по высоким кабинетам.
Еще одна причина, якобы из-за которой идея совместной лиги снова пришла в голову руководителям российских клубов, это грядущий финансовый fair-play. Для того, чтобы в будущем быть конкурентно-способными и играть в Европе, клубам необходимо уметь зарабатывать. А в российском чемпионате, мол, это сделать невозможно. А вот если в одной таблице с нашими клубами будут числиться, например, киевское «Динамо», донецкий «Шахтёр», днепропетровский «Днепр», то футбольное лакомство станет настолько вкусным, что денежки просто рекой потекут!
Конечно, российской лиге еще есть куда расти, но все равно у нее есть определенный потолок, а у объединённого чемпионата верхний предел выше, - считает Александр Дюков.
Непонятно только, почему не попытаться сначала этого потолка исключительно в российской действительности достичь? Получается, что РФПЛ сама себя заклеймила, как бесперспективная? Но а как же разговоры о том, что грядущий чемпионат мира-2018 подогреет интерес россиян к футболу? Нам ведь рассказывают, что развивается инфраструктура, строятся новые комфортные стадионы, которые привлекут на футбол большое число зрителей.
Нам говорят, что люди не ходят на стадионы из-за оголтелых фанатов, и сейчас государственная машина вроде как работает над устранением этой проблемы (правильно или нет, это другой вопрос). И что теперь, на всё это рукой махнуть, как на беспросветное занятие?
Евгений Гинер рассказал, как и на чём зарабатывают европейские клубы: 30 процентов на телеправах, 30 процентов на посещаемости матчей, 30 процентов на продаже атрибутики и 10 процентов на том, что играют в Лиге чемпионов.
Я не буду против, если ЦСКА, играя в объединённом чемпионате, заработает 50 миллионов на всех перечисленных вещах, но лишится 7-8 миллионов за Лигу чемпионов, - сказал Гинер.
Болельщики, правда, будут против, но пока речь не о них. Речь о том, что и в России пока есть куда расширяться, развивать интерес болельщиков, посещаемость, продажу атрибутики и т. д., и т. п. Руководители клубов сами признали, что в начале 2000-х зарабатывали на тех же телеправах в разы меньше, но со временем эти выплаты увеличились.
Потому что мы над этим работали, - сказали они.
Так почему не работать дальше в российской премьер-лиге? И где гарантия, что новорожденный чемпионат принесет такие колоссальные прибыли, привлечет болельщиков на стадионы, заставит их покупать спортивные телепакеты в массовом количестве, тратить баснословные деньги на атрибутику?
Не хочется быть домохозяйкой, которая всегда знает, как управлять страной - одному из самых успешных российских футбольных менеджеров Гинеру, понятное дело, виднее. Вот только ни Евгений Леннорович, ни Александр Валерьевич ведь не объяснили толком ничего. В чём они видят перспективы зарабатывать? В том, что в новой лиге будет на пяток принципиальных матчей больше?
Не раз в этот день вспоминали, какую аудиторию привлекали встречи московского «Спартака» и киевского «Динамо». Но с чего решили, что сейчас эти матчи привлекут такую же аудиторию? Ведь поколение тех, кто это помнит потихоньку уходит со стадионов. Для молодежи все равно останутся более принципиальными встречи «Спартака» и ЦСКА. Тем более, что ни «Спартак», ни киевское «Динамо» пока не участвуют в проекте и не факт, что будут участвовать.
Ах, какая вывеска была бы, играй ЦСКА и «Шахтёр» два раза в год! Серьёзно? В 2009 году оба клуба встречались в 1/8 Кубка УЕФА. Это не просто чемпионат, это еврокубок. Причем, не групповой этап, а игра навылет. В «Лужники» пришло 30 с копейками тысяч зрителей из 76 возможных. Для российского чемпионата достаточно много, но не запредельно. А для еврокубкового матча?
Кстати, как выяснилось, клубы не бояться лишиться мест в Лиге чемпионов и Лиге Европы с приходом новых сильных команд из-за рубежа. Александр Дюков почему-то убежден, что будь то, например, совместная лига России и Украины, то квоты от УЕФА просто суммируются и наши клубы ничего не потеряют. Откуда такая уверенность?
Остается еще один важный вопрос — а как, собственно, относится к этому Российский футбольный союз и конкретно президент Николай Толстых? Ясности здесь тоже нет, как и во всей этой петрушке с чемпионатом то ли СНГ, то ли не СНГ... И может ли подобный проект существовать без одобрения этого самого РФС? Получается, может. Тем более, что натянутые отношения клубов и футбольного союза ни для кого не секрет. И если учесть, что если не имея ничего конкретного за душой, окромя самой идеи, и не имея ни моральной, ни другой поддержки со стороны Толстых, неофициальная инициативная группа всё-таки официально выходит с ней на публику, то не является ли вся эта затея просто демонстрацией силы? Не играют ли просто мускулами два самых богатых клуба и один самый успешный? В вышеизложенных строках слишком много вопросительных знаков. Но, увы, вопросов после сегодняшнего заявления Прядкина, Гинера, Дюкова и Ремчукова всё больше и больше...