Такую грандиозную церемонию открытия увидишь далеко не на каждом чемпионате мира. Пробирает до кома в горле, до слез на глазах. Бусика в Красноярске не просто любят — боготворят. Потому его турнир — настоящий праздник и для участников, и для зрителей, к которому готовятся весь год. Турнир проходит под эгидой мэрии Красноярска, а оргкомитет возглавляет лично глава города Эдхам Акбулатов. Когда Сайтиев еще боролся, организацией соревнований в основном занимались его друзья. Теперь же всё под его личным контролем, любая мелочь.
В этом году юноши 16—18 лет, разыгравшие призы в 13 весовых категориях, приехали из девяти стран. Бувайсар каждому лично жмет руку и напутствует. На трибунах — олимпийские чемпионы Хаджимурад Магомедов, Анатолий Белоглазов, Адам Сайтиев, Ислам-Бека Альбиев, Алексей Немов, Вячеслав Яновский, руководство Федерации спортивной борьбы России (ФСБР) в лице первых вице-президентов Натальи Ярыгиной и Адлана Вараева и вице-президента Алихана Харсиева, известный политик генерал-майор Асламбек Аслаханов и, конечно, великий тренер, академик Российской академии образования Дмитрий Миндиашвили: именно ему мы обязаны такими прославленными борцами, как Иван Ярыгин и Бувайсар Сайтиев.
В перерыве между схватками — мастер-класс от олимпийских чемпионов по борьбе и автограф-сессия. А в гимнастическом зале уроки мастерства дает четырехкратный олимпионик Алексей Немов. Сам виновник торжества Сайтиев на ковер не выходит — на своем турнире попросту некогда. Одних просьб сфотографироваться — штук десять в минуту! И каждому гостю нужно время уделить. Как радушный хозяин, Бусик никого не оставил без внимания. Вот и вашей покорной слуге досталось немного драгоценного времени чемпиона, которого мне посчастливилось называть своим другом. Он увлеченно рассказывает о том, как живет после завершения спортивной карьеры: воспитывает четверых детей, получает огромное удовольствие от тренерской работы в школе борьбы имени братьев Сайтиевых, которую в сентябре открыли прямо во дворе его дома в Хасавюрте, в роли политического деятеля пока себя не видит, в октябре совершил хадж в Мекку.
— Раз не хочешь идти в политику, как смотришь на должность главного тренера сборной по вольной борьбе? — спрашиваю Сайтиева.
— При наличии условий и желания — и самой федерации, и моего личного — можно было бы попробовать. Думаю, что сегодня я бы справился с этой работой лучше других, думаю, что знаю изнутри эту борьбу как никто другой. Но сейчас работа главного тренера — во многом функции менеджера. Я бы не хотел быть менеджером, закулисные игры не по мне. А вот что бы я смог сделать, так это обезопасить членов сборной команды от спекулятивного вмешательства в тренировочный процесс извне, смог бы определить и выдержать четкие критерии отбора в сборную команду России, что очень важно, смог бы следовать принципам честности и справедливости по отношению к ребятам, быть для них авторитетом и любить их, а также вернуть и сохранить традиции отечественной вольной борьбы, заложенные много десятилетий назад. Смог бы научить их бороться и подниматься на олимпийский пьедестал. Вот этим я бы занялся. Во всяком случае, могу попытаться, пока не забыл все это. Но насколько я был бы предсказуемым и послушным — не могу гарантировать. Идти на пост главного тренера и быть там несамостоятельным руководителем — никогда в жизни.
Если кому-то кажется, что я иду на эту работу от нечего делать, он ошибается. Я не слоняюсь без дела — у меня график и сейчас очень загруженный: есть большая семья, которой нужно уделять много внимания, есть бизнес-проекты, планы. Так что, став главным тренером, мне придется от многого отказаться. А главное — нести огромную ответственность перед всей страной.
Вопрос о главном тренере наших вольников встал ребром после неудачного выступления команды на Олимпиаде. И сейчас эта тема очень актуальна, решить ее нужно до конца года. Поэтому скоро ФСБР должна представить в Минспорта список кандидатур на пост наставника национальной сборной. Пока что интрига сохраняется.
О перспективах конкретно Бувайсара Сайтиева на обратном пути из Красноярска в Москву я попросила рассказать вице-президента ФСБР Алихана Харсиева: «Главный тренер команды по вольной борьбе — первоочередная задача. Времени на раздумья осталось совсем немного, чтобы идти вперед. Что я думаю о Сайтиеве? Мое мнение: если трехкратный олимпийский чемпион выразил свое желание работать главным тренером, разве мы имеем право ему отказать? Наверное, нет. Во всяком случае, выставить на голосование его кандидатуру вместе с другими мы обязаны. Не можем мы лишить его этой возможности и не имеем права дать ему обидеться и уйти. Я считаю, что каким Бувайсар был великим борцом, таким может стать и выдающимся тренером. У него все для этого есть: и знания, и опыт, и его авторитет в мире борьбы, и подходящий возраст».