— Я не могу прожить 4 года с целой командой, чтобы просто завоевать какое-то количество медалей и наслаждаться самим этим фактом, — все с той же улыбкой объясняет синьор Гамба. — А вот огромное чувство удовлетворения от того, что мы вместе эти 4 года делали, от этой атмосферы высоких отношений — совсем другое. В Лондоне ведь было как? Я никогда не бросал своих спортсменов, но в то же время шел к следующему, кому наутро выступать. Не давая при этом никаких интервью, да и не могли меня журналисты поймать! Так вот мы вместе с подопечными ужинали, потом расходились спать, утром снова были вместе: завтрак, тренировка, растяжка — и ехали на соревнования.
— Это сейчас сборная России на высоте, но весь олимпийский цикл длиной в 4 года никакой уверенности в результате не было. А когда вы встали во главе команды, увидели не очень радостную картину.
— Да, уверенности после Пекина не было. Но, признаюсь, новых парней, с которыми начинал работать, я уже знал. Хотя бы потому, что они не раз выходили на татами против меня, то есть, понятно, против моих прошлых подопечных. С кем-то не был знаком — пожалуйста, есть видеоматериал их схваток. Сомнений в том, что сделать исторический результат реально, не возникало. Я с самого начала это говорил.
— Команда хорошая, спору нет. Но вы итальянец, а приехали в Россию...
— С вашим менталитетом, открытостью восприятия происходящего надо было скорректировать стратегию и методологию. А я в этом компоненте как тренер неплох. Могу охарактеризовать так: вы боретесь очень открыто, хотите искренне «перебить» соперника. Это, конечно, красиво, да вот беда: открываете сопернику свои слабые точки. Голландцы, французы и мы, итальянцы, больше работаем на тактику. Изучив эти нюансы, я строил свою работу в России.
— Галстян, Исаев, Хайбулаев все время вспоминали ваши слова на чемпионате мира в Париже: «На Олимпиаде будет легче»...
— В Париже на мировом первенстве у нас было три медали, к победе шли 8 дзюдоистов. Но немного везения — наград было бы как минимум 6. ЧМ — самое сложное, что может быть. А тут мы целенаправленно готовились 4 года, я вез ребят, которые в первой восьмерке мира. И встреч в олимпийской сетке меньше.
— Уже в Лондоне в коридорах шептались: останетесь ли вы со сборной России еще на 4 года? Известны случаи, когда человек добивается успеха и прощается на волне.
— Был уверен, что сделаю запланированное и останусь дальше. Конечно, цикл получился сложнее, чем в
— Все знают про 360 дней сборов в году. Готовы повторить — вдали от Италии, семьи и друзей, климата, кухни?
— А я и здесь освоил приготовление итальянских блюд, особенно пасты. Без особых премудростей, конечно, но если попросить сделать меня самую легкую — с чесноком, маслом и перчиком, то качество гарантирую.
— Можно сказать, чемпионат России в Кемерове стал поворотом на новый цикл. Готовы спрогнозировать?
— Это делать, конечно, еще рано. Но те, кто боролся в Лондоне, я считаю, могут как спортсмены дожить до Рио-де-Жанейро. Ну да, Саше Михайлину 32 года, но он сейчас так тренируется, как будто ему на десяток меньше. Никаких возрастных лимитов вводить не собираюсь. И мой тренерский штаб вопросов не вызывает: они сами большие чемпионы, и у меня есть «золото» Москвы-80. Мы на одной волне восприятия. Сложнее самому не стать героем. Во время Игр, повторюсь, я все время пытался скрыться. Полчаса назад меня позвали награждать призеров чемпионата России, хотя должны были, на мой взгляд, те олимпийские парни, что приехали сюда вместе со мной.
— Сложилось впечатление, что вы отлично знаете весь пьедестал.
— Действительно, их всех знаю. Это все сборная, они готовились и в прошлом цикле. Имеют возможность поехать в Рио-2016. Работа останется прежней, но мы сами себе поставили высокую планку. Чтобы поддержать себя на уровне, нужно что-то добавлять. Скоро мы это поймем. Цель — ну никак не меньше пяти олимпийских наград, женская сборная тоже способна принести
— С другой стороны, у вас все не с нуля теперь.
— Да, но после триумфа ребята стали получать новую поддержку в жизни, зарабатывать неплохие деньги. То тут, то там встречи, премии. Это хорошо, но голова начинает забиваться: у кого-то в планах создать детский центр, кто-то хочет заняться разного рода деятельностью. Это отнимает много энергии от основной работы — на татами. Вот им в первый год придется нелегко. Но они заслужили похвалы. То, как я умею заставлять, надо видеть. Прогулочным шагом в сборной ходить не позволю!