Золотых медалей в командных видах спорта у нас не было 12 лет. В Сиднее-2000 победу одержала гандбольная сборная под руководством Владимира Максимова. Сегодняшние гандболисты на Игры не пробились. А мы верили, конечно, в мужской волейбол. Для обывателя — турнир длиной в две недели. Для парней — история длиной в четыре года.
Как сейчас помню. Июнь, Анапа. Волейград. Зал сборной России. От тренировочных снарядов рябит в глазах. А Владимир Алекно ради журналистов устраивает занятие длиной в два с половиной часа. Наши короли воздуха бьют мяч с помостов, бросают в корзины, похожие на баскетбольные, но при этом квадратные! Целая индустрия волейбола, иначе невозможно. Мы же не видели, как готовятся бразильцы.
А ведь Россию и Бразилию роднит многое. Главное даже не в том, что мы принимаем у себя две ближайшие Олимпиады... Русское слово «праздник» берет свое начало от «ничего не делать», бразильское «карнавал» — от «поднятия мяса», то есть тоже в принципе своем разнузданного пиршества. Между тем в волейбольном мире Россия и Бразилия — основные лидеры. А волейбол в XXI веке — это стереометрия, помноженная на «физику» и психологию. Наши команды методически выверенные, но свои успехи добывают экспромтом.
Владимир Алекно весь турнир просил своих игроков раздавать поменьше комментариев в прессе. Нам было неудобно работать, только вот победителей не судят. Сейчас, даже ощутив вес «золота» на шее, герои все равно не смогли разговориться.
— Ты олимпийский чемпион, ты уже великий человек! — Наш либеро Лёша Обмочаев тяжело воспринимает сказанное, но постепенно осознает.
— Я пойму это. Завтра, видимо. Сейчас мне жена позвонила и поздравила.
— Что сказала Наташа? (Наталия Гончарова — доигровщик женской сборной России. — Д.Л.)
— Я так и не понял. Она плакала в трубку, а не говорила. Самые дорогие слезы в моей жизни...
— Какие-то «вольности», кроме общения с нашей братией, Владимир Алекно разрешил?
— Пусть это останется секретом!
* * *
В новой волейбольной сборной России мы не держали в руках «золота» 32 года. С XXII Олимпиады. У меня на ленточке аккредитации — олимпийский мишка, на счастье. Чуть не украли в толпе на «Ирлс Корте». Какое же это волшебство — увидеть триумф сборной, которую видишь все то время, что она готовится! Для обывателя — довольно скучный процесс, ему финал подавай. А мы с коллегами даже после грозных бразильских сет-болов знали: мы ставим на самую сильную лошадь!
Блокирующий команды Дмитрий Мусэрский сиял, как только что отчеканенный фунт стерлингов. И английское ТВ уделило русскому гиганту главную роль по ходу трансляции.
— Как вам смена амплуа?
— Бразильцы знают мои сильные и слабые стороны в диагонали. Но когда была пятая партия, команда была уже на ходу. У Бразилии не было шансов. Мы были одним целым, нам не надо было даже озвучивать решения.
— Помог опыт игры с США на групповой стадии?
— Вселил уверенность в том, что нет ничего невозможного. Мы знали: «золота» не отдадим никому.
Лондон.