Желудок после всего этого ведет себя на удивление спокойно. Может, просто не хватает соленого огурца для глобального внутреннего взрыва?
Так что, мамы и бабушки, вы не правы, по возвращении в Москву первым делом в качестве эксперимента попробую запить селедку молоком.
И еще поляки все время пьют пиво: утром, днем и вечером. В качестве закуски — гренки с сыром и салом. Огромные порции, низкие цены, приветливые официанты. Не жизнь, а гурманство. Праздник живота на четверых (трое из них — мужчины) в хорошем национальном ресторане с тройной сменой блюд и алкоголем обойдется вам в 200 злотых, или 2 тысячи рублей.
И это притом что к Евро цены существенно возросли. Однако рестораторы к грядущему турниру относятся крайне скептически.
— Посмотрите сами, — Томаш, владелец одного из самых респектабельных кафе Вроцлава, с плохо скрываемым негодованием указывает за пределы летней террасы, там — стройный ряд из биотуалетов. — И как вы думаете, кто захочет платить за ужин напротив этого?! А ведь скоро станет совсем жарко, пойдут запахи не самые приятные... Но мы ничего не можем поделать. Власти города говорят, что мы должны радоваться оттого, что в связи с Евро у нас появится много клиентов. Но толку-то? Нам запретили продавать напитки в стекле, а значит, нам придется разливать дорогое вино по пластиковым стаканчикам. А это неэстетично!
Мало эстетики и в самом городе. Красивая немецкая архитектура и радужная раскраска домов скрыты под многочисленными лесами и рекламными растяжками — вовсю идет строительство фан-зоны, прямо в историческом центре города, на рыночной площади. У незадачливых нефутбольных туристов теперь будут похожие фото в соцсетях: «Я напротив стройки Вроцлава». Зато можно легко определить сроки турпоездки — июнь 2012 г.
Польша сейчас — это одна большая стройка. К Евро абсолютно ничего не готово — ни дороги, ни фан-зона, ни телестудии. Но меньше всего готовы люди.
— Не опасаетесь ли того, что из-за неограниченного доступа к алкоголю болельщики будут вести себя агрессивно? — интересуюсь у пани Смиш, владелицы старейшей пивоварни в городе.
— Отнюдь. Уверена, наши гости будут хорошо себя вести.
Я не была бы так наивна, помня о конфликтных отношениях между польскими и российскими ультрас — одними из самых отъявленных в Европе.
— Мы не ждем провокаций, — объясняет Роберт, улыбчивый пресс-атташе вроцлавской фан-зоны. — У меня есть информация, что ультрас Польши и России собираются вместе почтить память погибших в авиакатастрофе под Смоленском. Так что, уверен, не стоит опасаться конфликтов.
Поляки — одна из самых бесконфликтных наций, которые я знаю, и одна из самых общительных. То ли футбол так объединяет, но поболтать здесь любят все — официанты, продавцы, прохожие... Я тоже постепенно проникаюсь этим социальным вирусом.
— Вы что же, так любите сборную России, что пришли встречать ее к отелю? — любопытствую уже у варшавских зевак, толкающихся у входа в отель «Бристоль» в ожидании заезда наших ребят.
— Ну мы любим футбол. А тут случайно выпивали пиво в ресторане напротив и увидели, что ваши едут. Вот и побежали сюда, — смеется симпатичная полячка.
Если не бегом, то сверхбыстрым шагом сборники миновали кордон из полицейских и фанатов. Игорь Денисов первый, за ним — торопливым гуськом остальные. Все как один в новых фирменных костюмах в полоску с эмблемами РФС. Все как один с блеском в глазах. Сосредоточенные, улыбчивые.
Такой настрой лучше всего соответствует новому слогану сборной России: «Играй с душой. Борись до конца!». Мы надеемся...