Они всегда такие были. Но с приходом на тренерский пост Андрея Назарова всё это стало проявляться ещё более выпукло. И если кто-то считает, что «Витязь» образца сезона-2011\2012 запомнится исключительно из-за стычек на льду и вне его, тот грубо ошибается. А сколько волевых побед одержали чеховцы? А кто наконец открыл по большому счёту одного из самых ярких игроков нынешнего плей-офф динамовца Михаила Анисина?!
«Нет мотора — берись за вёсла»
- Андрей Викторович, а ведь существует два образа тренера-Назарова. Первый — это известный хоккеист, прошедший суровую школу НХЛ, перспективный специалист, успешно работавший в Челябинске. Второй образ – человек, со своим жестоким «Витязем» якобы угрожающий славным традициям отечественного хоккея. Вам самому какой образ ближе?
- Быть может, не все это понимают, но я являюсь профессиональным тренером, и этот статус обязывает меня работать с тем, что есть. В «Тракторе» были одни условия, вот и было больше позитива. В «Витязе» во многом иначе. У меня есть пяток квалифицированных бойцов, пусть не мирового, но высокого класса. А значит — другая, нежели в Челябинске, игра. Появится завтра в моем распоряжении первая пятерка как у «Атланта» — конечно, будем играть по другому. Или молодежь подрастет и окрепнет, вернутся Панарин и Анисин – тогда «Витязь» тоже будет готов играть в иной хоккей...
Это нормальная практика для тренера: есть сильные исполнители – играем в комбинационный, атакующий хоккей. Придут победы – изменится и отношение ко мне как к тренеру. Понимаете, я специально не работал и не пытался создать себе образ специалиста, проповедующего агрессивный хоккей. Это как на лодке плыть: есть мотор – завел и поехал, нет мотора – берись за весла. Я сейчас на веслах сижу. Любой, кто считает себя профессиональным тренером, должен уметь подстраиваться под ситуацию. В противном случае надо уходить, признавшись: не могу работать с этой командой, эта лодка не по мне.
- А в принципе расстраивает ситуация с негативным образом чуть ли не главного злодея лиги?
- Нет. Я по жизни — человек позитивный. Как когда-то верно было сказано: нет плохого пиара, если это не некролог. Если в мой адрес звучит адекватная критика, то готов прислушаться, к остальным же отношусь с юмором и иронией.
- Негативные эмоции сильнее позитивных...
- Вот именно. Хорошо, что мы своей игрой эти вообще эти эмоции вызываем, что людям это интересно. Я знаю много тренеров, которые не могут привить команде игру, которая трогала бы, волновала болельщиков. А если я вытаскиваю отрицательные эмоции – пусть. К тому же они и вправду сильнее.
- А образ агрессивного клуба стоит сохранять? Или он будет существовать только до тех пор, пока не появятся высококлассные исполнители?
- Силовой хоккей в «Витязе» распробовали задолго до прихода тренера Назарова. С моей стороны было бы неправильно ломать традиции, заложенные до меня. Игра может меняться в зависимости от набора хоккеистов, но окончательно отказываться от силового стиля клубу, думаю, не стоит. Даже при наличии сильных первых двух звеньев, четвертое в «Витязе» все равно должно быть силовым и радовать болельщиков команды, которые привыкли и полюбили такой стиль. Уверен, что нам необходимо думать и работать над усилением состава, попаданием в плей-офф, увеличивать количество побед, но не отказываться от фирменного почерка.
- А вы уверены, что всем зрителям нравится такой стиль?
- А вы в Чехов приезжайте и сами посмотрите. Половина города своих детей постригла «под Яблонски». Это о чем-то говорит? Своих детей люди отдают именно в школу «Витязя». Да, мы далеко не самая богатая команда КХЛ и выигрываем не так часто, как хотелось бы, но именно сами дети часто говорят, что видят себя только «витязями».
«Лига работает и движется в нужном направлении»
- В Челябинске при вас «Трактор» тоже не жировал, однако вы трижды подряд выходили в плей-офф. Чего в Чехове не хватает?
- Все же бюджет в Челябинске даже при мне был раза в два больше, чем сейчас у «Витязя». Не стоит забывать и о челябинской хоккейной школе. Плеяда молодых хоккеистов, что сейчас раскрывается – Бурдасов, Кузнецов, Попов, Глинкин, Катичев - они и при мне начинали играть прилично, а сейчас и вовсе выросли в лидеров. А ведь играли они за копейки. Такого подспорья у меня в «Витязе» нет. Работа ведется, но отдачи от школы не стоит ждать раньше, чем лет через 10.
- А вы сами следите за работой школы?
- Там работают сильные профессионалы, к приглашению которых я имел непосредственное отношение. Мы полностью доверяем друг другу. Так что у меня нет нужды пристально следить за работой школы, вникать во все детали.
- Систему какого клуба по работе с молодежью могли бы привести в пример как эталон?
- Сама КХЛ. Если 3-4 года назад, когда все только начиналось, было не понятно, что в итоге получится, то сегодня я вижу, что лига работает и движется в нужном направлении. Рад, что в КХЛ приглашают работать ребят, имеющих опыт выступления в НХЛ. Назначение в спортивно-дисциплинарный комитет КХЛ Валерия Каменского – очень верный ход. Как и создание своего телеканала. Эта структура работает! Неудивительно, что чехи и словаки появились в лиге. Они видят, что на этом можно заработать. Верю, что со временем появятся и телевизионные контракты, а клубы будут получать приличные деньги от реализации прав на трансляцию.
- Телевизионщики вниманием матчи с участием «Витязя» не обходят.
- Значит, мы интересны. Если одну команду показывают 12 раз в месяц, а другую ни разу, то и получать мы должны за это соответствующие суммы. Канал ведь зарабатывает на трансляциях! Несомненно, приезд того же Яблонски добавил интереса к «Витязю», нас показывают. Но ведь на приобретение этого игрока мы затратили приличные деньги, платим ему зарплату. Почему бы телевизионщикам за это не заплатить?
Тут каждый должен найти свой ручеек. Традиционная схема, по которой в американских лигах первые 5 команд получают одну сумму, следующие 5 – другую, а остальные ничего — у нас вряд ли подходит. Ведь можно выходить в плей-офф, но на экране не появляться. А если не выходишь, но играет команда зрелищно и ее показывают чаще других – разве это не повод для бонусов от телевидения?
- Вы хвалите лигу, а вот недавно отправившийся в НХЛ Александр Радулов придерживается другого мнения. Помнится, слово «колхоз» в его характеристиках присутствовало?
- Думаю, Саша сам уже пожалел о сказанном. Эта лига, эта страна приютили его, дали заработать денег. Так говорить о клубе, о лиге, о городе в котором жил, просто непрофессионально. Я неплохо знаком с Сашей и знаю, что сказано это было на сумасшедших эмоциях, сразу после игры.
«До моего прихода в «Витязь» все кричали, что Саймон не нужен, выгнать его предлагали...»
- Количество и качество тафгаев «Витязя» в следующем году останется на нынешнем уровне?
- Как показывает практика, сразу троих тафгаев раздевать на игру нельзя, ведь как минимум один из них тогда должен быть центрфорвардом. Думаю, в итоге троих подпишем, мы не собираемся отходить от своего стиля.
- Но тафгай тафгаю рознь. Например, Крис Саймон еще и шайбы забрасывать в ворота соперника умеет, а не только кулаками махать.
- Вот и вы о Саймоне! До моего прихода в «Витязь» все кричали, что он не нужен, выгнать его предлагали. С моим приходом Саймон забросил в 30 матчах 17 шайб, потом еще за «Динамо» в плей-офф забивал... В этом и заключается работа тренера, чтобы максимально использовать возможности игроков.
- Но ведь далеко не все бойцы обладают бомбардирскими способностями. Как тогда определять их полезность – по количеству штрафных минут?
- В НХЛ сейчас нововведение. С тафгаями подписывают контракт, учитывающий всё. Ему ставят оценку после каждой игры — от 0 до 5. Не за забитые голы или результативные передачи, а за то, как он смог запугать команду соперника. По большому счету тафгай может и не выйти на лед даже на одну смену, но его присутствие на скамейке, его поведение могут надломить противника. Получается, не сыграв ни секунды, он может получить высшую оценку за свою работу.
- А как делить заслуги по запугиванию, если тафгаев в команде больше одного? Как в «Витязе», например...
- Одинаковых тафгаев никогда не берут. Обычно их двое – тяжелый и средний. У них немного разные задачи, так что в оценках не запутаешься.
- Вот вы говорили (и стали далеко не первым), что не хватает классных исполнителей. Так может, стоит отменить лимиты на иностранных игроков? В НХЛ ограничений нет, а сборная Канады на нехватку кадров не жалуется.
- Это на сегодня станет ударом по сборной. Тренеры могут сколько угодно сетовать на нехватку игроков, но ни один политик (а решение об отмене лимита на легионеров – шаг безусловно политический) не станет выступать за отмену лимита. Особенно в преддверии Игр в Сочи, где все ждут победы нашей сборной. А вот после завершения Зимних игр я такое развитие событий исключать не стал бы. Этого не стоит бояться. Сейчас можно заявить 5 иностранцев. Но, думаю, даже если отменить лимит вовсе, их больше 7-8 в российской команде не будет.
С уменьшением размера площадок у нас — схожая ситуация. Сейчас никто на это не пойдет, а после Олимпийских игр — пойдут несомненно.
- Какой смысл их уменьшать?
- Игра становится просто интересней. Да, возрастает нагрузка на вратарей, но мы получим показатель в 40-45 бросков за матч! Не будет лишней возни в углах и за воротами, возрастут скорости, динамика. Быть может, уменьшать до канадских размеров и не стоит, а надо остановиться на финском варианте – это золотая середина между нашими и канадскими площадками.
- Ходили разговоры, что нескольким клубам КХЛ в экспериментальном порядке разрешат проводить домашние матчи на маленьких площадках.
- Этот проект все еще жив и находится в стадии обсуждения. Ничего плохого в том, что пара клубов будет принимать гостей на площадках меньших по размеру я не вижу. Двумя руками голосую «за». И, если позволят финансы, то «Витязь» будет первым, кто предложит свою кандидатуру для участия в эксперименте.
«Московское «Динамо» и «Трактор» — пример для других»
- Стоит ждать серьезных изменений в составе «Витязя» в следующем сезоне?
- Здесь далеко не все от меня зависит. Вот нахожу я хорошего игрока и приглашаю. Он дает согласие, а мне в клубе могут сказать: стоп, подожди, бюджет на сезон еще не утвержден. И пока я беру в переговорах вынужденный тайм-аут (что не красит меня в глазах приглашаемого игрока), его просто за это время могут увести.
- Подмосковная клубная прописка помогает при приглашении игроков?
- Несомненно. Все хотят жить в Москве или Питере и, приглашая хоккеиста в московскую команду, можно легко сбить до 30 процентов от суммы контракта по сравнению с предложениями от региональных команд. В области это — 20-25 процентов. Но порой и это не помогает.
- Одни клубы на траты не скупятся, другие считают каждую копейку. А кто близок к эталону в соотношении цена/качество?
- В нынешнем сезоне в этом плане мне больше остальных нравятся московское «Динамо» и «Трактор». Эти клубы по бюджету находятся примерно на восьмых-девятых местах, но уже вошли в четверку лучших по итогам сезона.
- Помнится, начиная работать в «Тракторе», вы, будучи недовольны самоотдачей хоккеистов на льду, всех игроков высадили из клубного автобуса и они были вынужденны добираться до базы на попутках. В «Витязе» тоже гайки закручиваете?
- (Смеется). Да, было дело в Челябинске. Но я только делал первые шаги на тренерском поприще. Сейчас, конечно, так бы не поступил. Ну одного-другого еще можно высадить, но не всю команду... Конечно, есть в моем арсенале различные уловки и приемы для воздействия на игроков, но позвольте, не буду раскрывать все карты. У меня каждый игрок на вес золота, так что приходится выжимать даже больше 100 процентов из хоккеистов. А перед ребятами в Челябинске я извинился на следующий день, но и они поняли, что у меня имелись все основания быть недовольным после безвольного поражения.
- Нет желания больше матчей проводить в Подольске, где более вместительная арена, чем в Чехове?
- Я вообще хочу записаться на прием к губернатору и предложить построить для команды новый дворец тысяч на 15 зрителей. Если будет нормальная парковка, удобный подъезд, то арена должна собирать аншлаги. Это моя идея фикс. Еще не знаю, кто станет новым губернатором области, но кто бы ни был назначен на эту должность, постараюсь этот проект продвигать в меру сил.
- Нет зависти к руководящему «Трактором» Белоусову? Нет мыслей: вот бы мне такое финансирование пару лет назад — я бы развернулся?
- Зависти нет. Мне всего 38 лет, а Белоусову на 26 больше . Думаю, через 26 лет и у меня все будет. (Улыбается).
А если серьезно, то у нас действительно большая разница в возрасте. Он тренер со стажем. Не люблю разговоры: тренер новой формации, тренер старой формации. Валерий Константинович – Специалист с большой буквы. Мне же еще предстоит многому научиться. Глядишь, и я в четверку лет через 20 попаду. (Смеется).
- Вот вы сказали, что предстоит многому научиться. А где? Как?
- Все следят друг за другом. Что-то узнаем через хоккеистов, интересуясь, а как строилась игра и тренировки в предыдущих командах. Агенты могут поделиться информацией. Уверен, тот же Белоусов узнавал у игроков, как я работал. На самом деле в хоккее все давно придумано, но иногда и хорошо забытое старое помогает...
Другое дело, что универсального рецепта успеха и побед не существует. Ни один тренер в мире еще не написал книгу: «Побеждать надо так». А если бы и написал, то вряд ли кто-то смог этим воспользоваться и повторить на практике. Тренерская работа – не бизнес, который наладил, а дальше он работает практически без твоего участия. Это ежедневный труд. Надо знать, как у игрока дела в семье. Вот есть закон, что первый год после женитьбы хоккеист проваливает. Ребенок родился – тоже голова в другом месте.
«Яблонски заходил к боксерам»
- А из других видов спорта что-то берете на заметку?
- Мне повезло, что рядом с нами тренируются выдающиеся боксеры Костя Цзю, Саша Поветкин, Денис Лебедев. Тренировки во многом схожи с нашими. На первом месте стоит физика. И в хоккее, и в боксе необходимо думать головой, крайне важен талант, но залог успеха как минимум процентов на 60 зависит от физической готовности.
- Яблонски заходил к боксерам в гости?
- Конечно, они общались. Причем инициатива исходила от него самого, а не от меня.
- В хоккее роль физики с каждым годом увеличивается.
- Это не наше изобретение, а мировая тенденция. Вот представьте: вы приезжаете в лагерь клуба НХЛ. Помимо вас там еще человек 40, а возьмут только четверых. И на каждой тренировке, в каждом игровом эпизоде конкуренты мечтают размазать вас по бортам. Когда есть конкуренция – силовая борьба неизбежна. А за 3 дня ты должен показать все, на что способен. И что вы выберете на эти 3 дня – светлую голову или отменную физическую форму? Но лагерем дело не заканчивается, если попал в команду – доказывать состоятельность придется ежедневно.
- В сборной России схожая картина. Молодые новички в ходе евротура стремятся показать себя тренерскому штабу, и часто излишнее старание идет во вред.
- Ситуации принципиально разные. Сборная – это бонус, премия за хорошо проделанную работу, признание. А клуб – это работа, которая кормит тебя и твою семью. И если ее сегодня не получить, то завтра есть будет нечего.
- При этом часто говорят, что в НХЛ идет обратный процесс – от физики к комбинационной игре.
- Это дилетантская точка зрения. Спросите у только что перебравшегося в НХЛ Радулова, мягкие ли там защитники.
- А как считаете, с чем связаны проблемы этого сезона Овечкина в «Вашингтоне»?
- Александр крайне одаренный и физически, и технически игрок. Он провел в НХЛ уже достаточно времени, наверняка имеет свое понимание, в какой хоккей играть команде. Быть может боссам «столичных» следует уже искать тренера под Овечкина.
- А это нормально, когда клуб ищет тренера под игрока?
- Надо четко понимать, какого калибра этот игрок и сколько он значит для команды. Умный генеральный менеджер должен уметь справляться с такими ситуациями.
- В каком другом клубе КХЛ могли бы себя представить в качестве главного?
- Я начинающий тренер и всегда готов к предложениям, но, не стану скрывать, хотелось бы поработать с командой, не стесненной в средствах и ставящую самые высокие цели. При этом не вижу ничего плохого в работе с малобюджетными клубами.
Часто бывает, что все списывают на отсутствие денег, но, если ты такой великий тренер, то возьми молодежь, поработай с ними, выведи на новый уровень. Работа тренера — это ведь не только деньги, бюджеты, но и творчество.
«Ржиге не очень уютно в России»
- Есть тренеры, которые не способны работать с клубами-олигархами?
- Несомненно.
- Чех Милош Ржига не из их числа?
- Я отлично знаком с Милошем и хорошо его понимаю. У меня сложилось мнение, что ему не очень уютно в нашей стране. Ему не часто хватает поддержки, понимания, его слова не всегда верно толкуют журналисты. Думаю, что в чешском клубе ему было бы лучше.
- В первом матче полуфинала СКА - «Динамо» эмоциональность Ржиги и его разговоры с судьями, возможно, стоили питерцам победы. Да и на вторую домашнюю игру хоккеисты СКА настроится так и не смогли.
- Ошибки совершают все тренеры. И ни Ржига, ни я не исключение.
- Вы не о Минске?
- Мне кажется, что многие минские болельщики поняли меня по-человечески. Не могу я терпеть, когда в меня плюют. Пусть даже через стекло.
- В Магнитогорске ваши игроки тоже дали понять, что лучше их не трогать.
- Вы о случае, когда тафгаям пришлось отбиваться от местных у ресторана? Я не в восторге от того случая.
- Но ваши парни вели себя более чем достойно, не ввязывались с пьяными в драку до тех пор, пока не возникла реальная опасность для их здоровья.
- Как главный тренер я им объяснил, что история у ресторана могла плохо закончиться. Могли получить обвинения в хулиганстве и просто не доиграть чемпионат до конца. Ребята меня поняли.
- Напоследок не можем не спросить о очередном вашем расставании со сборной...
- Наверно, вопрос все же не ко мне. Говорить о причинах расставания должен не я, а тот, кто это решение принял. Конфликтов с Билялетдиновым у нас не было. Я начинал даже играть под его началом. Быть может, он и сейчас относится ко мне, как к начинающему. Но всё равно я считаю его своим старшим товарищем.