— Наташа, «М-СПОРТ» поздравляет вас и желает новых побед! Скажите, возможно, такое признание заслуг вас уже не радует? Привыкли к славе?
— Привыкать нельзя! Опасно. Каждая медаль, любое признание — радость, поскольку столько труда вложено. Но каждый раз заставляешь себя не почивать на лаврах: соперницы не сидят, сложа руки, тренируются. Чтобы стать первыми без вопросов, нужно быть на три головы выше остальных. Сейчас у меня четкая цель — успешно выступить на Олимпиаде в Лондоне.
— В предолимпийский год многие известные атлеты в разных видах спорта стараются уйти в тень, чтобы «не светиться» и лучше подготовиться к Олимпиаде. Вы же с другими нашими девочками устанавливаете абсолютный рекорд, выиграв все «золото» чемпионата мира. Не опрометчивость ли это?
— Нет. Лишний раз в этом убедилась на примере испанок. Их команда стабильно шла за нами на втором месте. Видимо, чтобы сделать качественный скачок вперед, команда Испании приняла решение пропустить Кубок мира. Посчитали, что это не настолько серьезный турнир и лучше потратить время на подготовку к ЧМ. А это оказалось роковой ошибкой. Их просто перестали воспринимать всерьез. Сняли со счетов. В итоге почти все «серебро» отправилось в Китай.
— Ну и ладно. Главное, что у России все хорошо!
— Абсолютная победа нашей сборной по синхронному плаванию на чемпионате мира дорогого стоит. Семь золотых медалей из семи возможных! Это случилось впервые в истории нашего вида спорта. Рекорд, который можно только повторить. Многие скептики перед чемпионатом мира говорили, что семь медалей нам не отдадут. Но все получилось. И это заслуга не только наша, но и всех наших тренеров, администраторов, менеджеров.
— Признайтесь, был критический момент, когда вы были на пределе?
— На двенадцатом старте в длинном дуэте, в котором я и завоевала шестое «золото». Казалось, что сил уже нет. Но Свете Ромашиной после исполнения программы было еще хуже. Мышцы настолько забились, что мы даже спуститься с лестницы сами не могли. Ничего, потом ожили.
С ЧИСТОГО ЛИСТА
— Как отметили феноменальный успех?
— У нас хорошая традиция после турнира в узкой компании посидеть за столом. Пышные торжества не любим. После прошлогоднего чемпионата мира в Риме, на котором мы выиграли шесть золотых наград, нас даже не встречали, не поздравляли. Полная тишина. Было обидно.
В этот раз нас очень хорошо встретили на родине: постарались и в Олимпийском комитете России, и в Москомспорте. Обещали отметить за чемпионат в ноябре на чествовании родной «Юности Москвы».
— После чемпионата мира хватило времени отдохнуть, абстрагироваться от предыдущих успехов?
— Каждый раз начинаем с чистого листа. Не забывайте, что мы еще не попали на Олимпийские игры.
— ...?
— Не удивляйтесь. В апреле 2012 года нас ждет олимпийский отбор. В Лондон забронировали себе место чемпионы континентов: Канада, Китай, Австралия, Египет. От Европы — Великобритания как хозяйка. Так что нам еще предстоит побороться за попадание в восьмерку счастливчиков.
— Надеюсь, форс-мажора не случится, и вы благополучно отберетесь. Ведь на команду российских синхронисток возлагаются особые надежды. По мере приближения к Лондону все чаще можно будет услышать от чиновников, журналистов, болельщиков про «железные золотые медали». Вас такие разговоры не раздражают?
— Стараемся не обращать на это внимания. Сами-то уж точно прогнозов не делаем. Как бы банально ни звучало, но спорт есть спорт. Нам как-то на пресс-конференции заявили: у вас, мол, неинтересный вид спорта, потому что вы постоянно выигрываете. На что Татьяна Николаевна Покровская заметила: «А если проиграем, то тогда на нас точно никто смотреть не станет».
— Долгие годы исключительно «нашим» видом считалось фигурное катание. Но теперь совсем не русские фигуристы законодатели мод. Насколько велик запас прочности у российского синхронного плавания?
— Думаю, пока достаточный. Во всяком случае, нашим юношеским и юниорским командам равных в мире нет. Скамейка запасных у нас длинная. Хотя, конечно, не вечная. Если сравнивать с фигурным катанием, то не забывайте, сколько специалистов уехало из страны в свое время. Вот и воспитали конкурентов. В синхронном плавании тоже есть примеры, когда тренеры уезжают. Но уезжают все-таки не к прямым конкурентам, а туда, где наш вид только зарождается.
— Вы, если станете тренером, уехали бы за границу?
— Вряд ли. Не смогу жить на чужбине. Если только отдохнуть. Тренером, кстати, себя не представляю. Слишком мягкий характер. Не смогу я мучить детей, мне их жалко! А тренер должен быть строгим, иначе результата не достичь.
— Но ведь ваш тренер Татьяна Евгеньевна Данченко — человек мягкий, душевный.
— Зато требовательная. И она такая одна.
— Вы, слышал, не прочь на сцену?
— Опыт съемок уже есть. И вроде камера меня любит. В двух рекламных роликах неплохо получилась. Хочется попробовать себя в кино. Хотя бы в малюсенькой роли. Но пока не зовут.
— Но вы ведь на соревнованиях, можно сказать, играете.
— Стараемся донести до зрителя какой-то образ.
— И в этом плане вы с нашими девочками выгодно отличаетесь природной грацией, пластикой и хореографией.
— Так же, как наши коллеги в художественной гимнастике и фигурном катании. У балетного станка два раза в неделю — классическая хореография у нас в обязательном порядке.
— Вы могли сделать карьеру «художницы»?
— Вполне. Мама отправила меня сразу в две секции. Взяли и там, и там. Но мы выбрали все-таки синхронное плавание. Это нереализованная мечта мамы. В ее спортивные годы, прошедшие в Смоленске, синхронного плавания не было. Поэтому она сначала занималась художественной гимнастикой, а потом плаванием. Сестра Ольга добилась звания мастера спорта, но для продолжения спортивной карьеры надо было ехать в Москву. Она не поехала, ушла из спорта. Спустя годы Оля все же переехала в столицу. А вот мама — ни в какую. У нее в Калининграде — море, дача...
— Олимпиада-2012 станет последней страницей в вашей спортивной карьере?
— Так далеко не загадываю. Пока цель — Лондон.
— О новой программе расскажете?
— Конечно, нет. У всех есть Интернет, информация вмиг разлетится по миру. Пусть соперницы не знают, к чему готовиться. Необходим эффект неожиданности.
ОТ ВОДЫ НЕ УСТАЮ
— Ваш вид спорта безумно красивый. Но какой каторжный труд за ним стоит! Были моменты, когда хотелось все послать куда подальше?
— Да каждое утро, когда надо вставать! Бывает, так хочется поспать, что думаешь: «И зачем мне все это надо?» Если серьезно, то как-то ни разу за собой такой слабости не замечала. Все-таки это моя работа. То, что умею делать лучше всего.
Вот поплакать могу. Над книгой. Помню, проливала слезы, дочитывая роман «Джейн Эйр». Растрогал счастливый финал истории главной героини. Естественно, ее судьбу проецировала на себя: мне ведь тоже пришлось несладко, когда ребенком уехала от семьи в училище в Москву. Мне повезло, что рядом, в Подмосковье, жила бабушка, да и вообще окружали меня только хорошие люди.
— С другой стороны, замечательная у вас профессия: весь мир объездили!
— Только летать боюсь. В 2004 году летели из Мадрида домой, угодили в зону турбулентности. Те три часа, что нас трясло, не забуду никогда.
— От воды устаете?
— От бассейна, признаюсь, порой бывает. От моря или океана — никогда.