Грязные танцы

Процветают в федерации Павла Дорохова

Футбол, хоккей, фигурное катание, баскетбол — модные виды спорта. На воспитание будущего чемпиона родители не жалеют времени, нервов и денежных средств. Авось ростки дадут плоды... Но футболом и хоккеем спорт не ограничивается. Существуют и другие виды спорта. Пусть менее заметные. Зато нетравматичные и достаточно бюджетные. Речь пойдет о спортивных танцах. Лишенные олимпийских амбиций родители отдают своих чад именно в танцевальные студии. Проходит год, другой... И бюджетный вид спорта незаметно переходит в разряд “неподъемный”, несправедливое судейство окончательно травмирует неокрепшую психику детей, а родители корят себя на интернет-форумах: “Уводите ребенка из танцев, чем скорее, тем лучше. Пока не засосало...”. Сколько стоит сделать из ребенка профессионального танцора, как перекупают партнеров, почем обходятся костюмы для венского вальса и по каким критериям выставляют оценки судьи на международных танцевальных турнирах — в материале “МК”.

Процветают в федерации Павла Дорохова

«С малыми средствами на паркете не выжить»

Эдуард и Екатерина Сагитовы в танцах не новички. Семейная пара уже много лет выступает на различных чемпионатах в разряде «сеньоры» — тем, кому за 40. В свободное время занимаются преподавательской деятельностью. Так что изнанку танцевального паркета знают не понаслышке.

Беседу мы начали с того, почему танцы до сих пор не вошли в олимпийскую программу.

— Лозунг спортсменов — «Быстрее, выше, сильнее» — явно не для танцевальных па на паркете, где мнение жюри исключительно субъективное, — говорит Эдуард Сагитов. — Конечно, художественную гимнастику и фигурное катание тоже оценивают чисто с субъективной точки зрения, но там существуют хоть какие-то критерии. Тогда как в танцах превалирует сплошная «вкусовщина». В начале апреля Международная федерация танцев в очередной раз подала заявку на включение спортивных танцев в программу Олимпийский игр на 2020 год. Если танцы все-таки утвердят как олимпийский вид спорта, в нашей стране начнется безумие! Поверьте, танцы станут самым коррумпированным видом спорта. К судейской объективности в любом случае прийти будет сложно, зато появится приличное госфинансирование. И тот, кто окажется у кормушки в этот момент, получит сполна.

Танцующая Россия — фраза звучит смешно лишь для несведущего в данной области человека. Сегодня в ФТСР зарегистрировано порядка 100 тысяч танцоров, выступающих на уровне спорта высших достижений. В разы больше танцоров относятся к локальным федерациям и являются участниками так называемого массового спорта. Например, еще три года назад Московская танцевальная федерация насчитывала в своем составе аж 8 тысяч человек. Сегодня в столице еженедельно проводится от 20 различных турниров. Не случайно Россия вошла в тройку лидирующих стран в отношении танцев. Более того, тогда как Италия «экспортирует» по всему миру партнеров в европейской программе (медленный вальс, танго, медленный фокстрот, квикстеп, венский вальс), Россия впереди планеты всей в плане партнерш в латиноамериканской программе (ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль, джайв).

— Пик танцевального спорта в России пришелся на 90-е годы, сейчас идет спад, — продолжает Эдуард. — Дорого стало растить танцоров, а заработать этой профессией практически невозможно. Танцевальных клубов в Москве насчитывается около сотни. В регионах гораздо меньше. Дети начинают заниматься с 4–5 лет. Причем мальчики в спортивных танцах — товар штучный. Но если ребята окунаются в эту среду, им тяжелее остановиться. Кстати, за хорошего партнера нередко идет борьба — родители девочек готовы приплачивать перспективным мальчишкам, чтобы поставить его в пару к своей дочери.

Форум dancesport.ru: «Мы уже в танцах 15 лет. Время от времени я проклинаю тот день, когда отдала дочь в этот вид спорта. Все дело в партнерах. С одним мы простояли в паре 5 лет, оплачивали мальчику поездки за границу и занятия с индивидуальным тренером. В итоге партнер нас бросил! Мальчик вырос, решил заниматься бизнесом. Встали в пару со «звездой» — профессиональным танцором. За полгода парень нас так достал, что дочь решила бросить танцы. Спустя год нас нашел партнер ниже классом, который давно мечтал с нами танцевать. Встали в пару. Вылетаем с первых туров. Слезы, расстройство. Начинаем все с нуля. Оно вам надо? Уводите ребенка из танцев, чем быстрей, тем лучше. Пока не засосало. Если, конечно, у вас нет большого мешка денег, чтобы содержать еще и партнера. О-о, тогда вы будете в финале чемпионата России! И вот тогда девочка без партнера точно не останется! А еще не забудьте, что за переход к партнеру в другой клуб вам каждый раз придется платить бывшему тренеру, даже если вы у него занимались всего полгода и партнера искали сами. И чем выше класс, тем больше сумма! Очень милый вид спорта, главное «малотравматичный» — о чем многие говорят…»

Как ни крути, выходит, отплясывать на паркете высокохудожественные па могут только дети состоятельных родителей?

— Начинается все достаточно прозаично, — рассказывает Сагитов. — 5-летнего ребенка приводят в танцевальную школу. Занятия для начинающих в групповых студиях обходятся порядка 2000 рублей в месяц. В 12 лет танцор переходит в разряд юниоров, и здесь начинается самое интересное. Как только дело доходит до серьезных турниров, тренер сам намекнет родителям танцора: мол, пора бы натаскать ребенка в индивидуальном порядке. И устанавливается уже совсем иной расклад цен. Стоимость за «индивидуалку» у молодых тренеров колеблется от 600 до 1500 рублей за академический час (45 минут). Занятия у профессионалов высокого уровня обойдутся от 100 до 200 евро за те же 45 минут. Уроки у топ-мастеров стоят еще дороже. Но попасть к последним практически невозможно — их график расписан на несколько лет вперед. Естественно, эти гонорары никак не оформляются, деньги идут в карман тренерам.

В провинции роль индивидуального тренера зачастую выполняют 18-летние девушки. Говорят, часто подобная практика оказывается губительной для детей — известны случаи, когда молодые преподаватели неграмотно ставили танцы юным дарованиям, тем самым лишали их возможности попасть на тот или иной турнир.

— Когда детям исполняется 12–13 лет, родители вынуждены принимать решение: заканчивать с танцами или продолжать. Если их дети танцуют на уровне чемпионата первенства России, то перспектива есть. И тогда имеет смысл изыскивать средства на дальнейшие тренировки. Но часто родители просто не в состоянии «потянуть» этот дорогостоящий вид спорта — и даже подающие надежды танцоры вынуждены покинуть паркет. Иногда талантливого, но бедного партнера вытаскивают родители партнерши. Но здесь тоже все прозрачно. Ведь пары нередко распадаются. Например, партнерша может влюбиться в другого мальчика и уйти от своего напарника. У нас таким образом распалась одна из сильнейших пар по европейской программе — серебряные призеры неофициального чемпионата мира по венскому вальсу. А сколько было случаев, когда родители танцоров обреченно разводили руками: больше не можем платить… Помню, как у одной талантливой девочки умер отец. Мать не смогла оплачивать «индивидуалки», покупать костюмы. В итоге партнер от нее отказался. Конечно, если тренер видит потенциал в ребенке, он его некоторое время будет тащить. Но дальше без солидных финансовых вложений ребятам в спортивных танцах делать нечего.

Форум dancesport.ru: «Как родители танцующих детей справляются с таким тяжелым чувством, как зависть? Например: есть способная пара, у которой родители не ограничены материальными средствами. Соответственно, они берут много уроков и имеют результат — любовь и внимание тренеров, победы на турнирах. Но с малыми средствами на паркете не выжить. У моей дочери есть талант, но нет достойного партнера, тренера, связей, мы не можем купить роскошное платье, да и живем в 50 км от Москвы…»

— Существенная статья расходов — костюмы, пошив которых ложится на плечи родителей, — вступает в разговор Екатерина Сагитова. — До 11 лет мальчик может выступать в обычной белой рубашке и черных брюках, девочки ограничиваются дешевым однотонным платьем. Но как только танцоры переходят в разряд юниоров — с 12–13 лет, — их наряды, как и занятия, дорожают. В этом возрасте мальчики обязаны выступать во фраках, девочки должны иметь в гардеробе два платья, расшитых камнями, для разных программ. Детские костюмы по ценам не отличаются от взрослых. Вот мы недавно сшили в Питере два платья — комплект для латино и европейской программы обошелся мне в 100 тысяч рублей. При этом стоит учитывать, что хотя бы раз в год наряд необходимо обновить. Мода меняется. Более того, костюм заметно влияет на оценки судей. Туфли, как правило, тоже шьют на заказ. Две пары добротной обуви обходятся порядка 600 евро. Танцоры сами оплачивают и выезды на турниры за границу. 4-дневная поездка в Европу стоит порядка 1000 евро на двух человек. За участие в российских турнирах пары платят по 500 рублей с человека. В Европе берут 25 евро с пары за одну программу.

Форум dancesport.ru: «Мы готовы отдавать последние деньги за индивидуальные занятия дочери и сидеть без хлеба. Готовы отказывать себе во всем, ради того чтоб у ребенка было платье, туфли, как у ТОЙ девочки. С годами научились хитрить — чтобы не покупать платья за 2000 евро, сами шьем — получается не хуже. Или покупаем бэушные наряды за 150 евро. У нас 80 процентов заработка уходит на танцы. А ребенок-то еще в Д-1 (категория «дети») танцует. Мы занимаемся не в ДК перед домом, а на другом конце города. Дорога занимает полтора часа езды на общественном транспорте. Для себя знаю одно: будет необходимо вкладывать еще средства, времени, сил — найдем более высокооплачиваемую работу, будем убирать дворы с утра до ночи и мыть подъезды, но вытащим нашу девочку в лидеры…»

Но стоит ли игра свеч?

Конечно, можно не оплачивать индивидуальных тренеров, а отрабатывать элементы, танцуя с партнером дома на линолеуме. Необязательно оклеивать платья с головы до пят стразами «Сваровски» — костюм можно украсить дешевыми блестящими пайетками. Еще можно экономить на продуктах, одежде, средствах гигиены, а отпуск проводить в близлежащем к дому парке! Но в итоге все равно победит пара, которая может себе позволить заниматься с тренерами любого уровня по нескольку часов в день, может позволить любую поездку за границу и самое модное платье в нынешнем танцевальном сезоне. Нищих чемпионов не бывает по умолчанию. А если вы таких встретите, значит, кто-то один в паре материально тащит второго или тренер вкладывает личные средства в пару ради того, чтобы привлечь «на них», как на живца, в клуб другие пары. Деньги нужны, чтобы танцевать на мировом уровне. А «простым» родителям лучше сразу ставить планку по своим средствам и получать радость от тех результатов, которые есть. И смотреть на танцы не как на смысл всей жизни, а просто как на красоту. Абстрактно. Без высокой цели.

«Борьба за места превращается в борьбу за арбитра»

Судейство в танцах — отдельная тема.

Форум dancesport.ru: «Коррупция в мире продолжает расти. «Оборотнями в погонах» уже никого не удивишь, и в нашей жизни стали рождаться другого типа «оборотни», те, кто постепенно меняет спорт на свое благосостояние. Кто такие «оборотни на паркете»? Ответ: на каждый турнир их приглашают для того, чтобы судить выступление пар. Это судьи различных категорий в танцевальном спорте. Но почти все арбитры являются к тому же и тренерами, которые заинтересованы в том, чтобы привлечь сильные пары заниматься под их чутким наблюдением. Тренировка с «топовым» тренером стоит от 50–80 евро за 45 минут. По полтора евро в минуту танцоры отдают не за то, чтобы их чему-то научили, а чтобы на следующем турнире их заметили и этот же их «учитель» поставил в своем протоколе крестик. Многие такие «оборотни» даже не поднимают глаза на выступающие пары, а просто проставляют кресты нужным номерам. Идет турнир серии IDSF International, в перерыве к прекрасно танцующей паре подходит какой-нибудь господин Икс и предлагает научить их стоять в паре всего за 80 евро в час. Вот так-то! И такие судьи, изображающие из себя тренеров, встречаются сплошь и рядом».

— Условно существует несколько критериев оценки танца — музыкальное попадание, линия, стойка, хореография, презентация… Но почему оценки судей всегда разнятся? Почему нет единогласия? Потому что на критерии давно махнули рукой, — уверен Эдуард Сагитов. — Одному нравится, как девушка крутит головой, другому этот жест может не понравиться. Один в восторге от музыкальных ног партнера, а кто-то, наоборот, воротит нос от таких выкрутасов. Вкусовщина! В итоге борьба за лидирующие места в турнире превращается в борьбу за судей. А дальше начинается лоббирование. На первом этапе турнира «кресты» (баллы) ставятся по дружбе, по знакомству или просто «нравится — не нравится». Ведь в первом туре соревнования на паркет выходит несколько десятков пар — в следующий тур проходит половина. Каждый судья должен отметить пары, которые, по его мнению, достойны продолжать участие в турнире. Но у каждого арбитра свой вкус, а когда на паркет выходит 14 пар — всех разглядеть невозможно. И чтобы танцорам продвинуться в следующий круг — тут без связей не обойтись. Ведь в финал должны выйти всего 6 пар.

— Как нарабатываются эти связи?

— На небольшие межклубные турниры организаторы приглашают судей, которые в свою очередь подтягивают на соревнования пары, которые они сами и тренируют. В спортивных т анцах это норма, что арбитр является тренером. Естественно, каждый судья ставит кресты своей паре, даже если объективно она танцует хуже других. Те пары, чьи тренеры не вошли в судейский состав, вылетают. Такая же ситуация на первенстве Москвы и России. Например, судья из того или иного региона обязательно вытащит если не своих подопечных, то ребят из своего края. Например, судья из Владикавказа всегда поставит крестик танцорам из Махачкалы. Потому что свой! Существуют целые судейские кланы. Я знаю, как однажды два арбитра — из Ставрополя и Краснодара — на первенстве России поставили паре из Новороссийска «кресты» еще до того момента, как танцоры сделали хоть одно танцевальное движение. Логика понятна: «Это своя пара, мы ее подтащим. А в следующий раз судья из Новороссийска поможет нашим». Таким образом, судьям необязательно смотреть на паркет, достаточно взглянуть в глаза соседнего арбитра.

— А если на паркете нет пары из соседнего региона, как тогда распределяют голоса судьи?

— Тащат наверх пары организатора турнира. Организатор, как правило, тоже является тренером. Также один судья может обратиться к коллегам: «Ребят, тут выступает моя пара, помогите ей, а в следующий раз я подтащу вашу». Как-то президент Московской федерации танцевального спорта произнес хорошую фразу, которую мы все цитируем: «Танцевальные соревнования без политики — это дискотека». А гонка за награды идет сумасшедшая. Знаете, почему? Дело в том, что у нас за финал чемпионата Москвы танцоры получают звание мастера спорта. Мало кому известно, что мастер спорта в будущем получает приличную добавку к пенсии.

Эдуард берется продемонстрировать мне видеоролик, выложенный в Интернете, который обошел все танцевальные форумы. В кадре: на паркете переминается с ноги на ногу некий судья — пожилой мужчина в очках. Вокруг него кружат пары. Танцорам лет по пятнадцать. Некоторое время мужчина бросает взгляд на танцоров и выставляет крестики в протоколе. Затем арбитр достает из кармана бумажку и, уже не обращая внимания на пары, переносит номера пар, записанные заранее на листочке, в протокол. Действо на паркете его больше не интересует…

— Этот человек судил крупный международный турнир — на бумажке у него заранее были записаны номера пар, которым нужно выставить крестик, — комментирует видеоролик собеседник. — Так на танцевальный пьедестал поднимаются не те, кто танцует, а те, кто нужен. Без толстого кошелька здесь не обойтись. Деньги приведут вас к нужному педагогу и арбитру, который рано или поздно поставит заветный «крестик» в зачетке.

фото: Геннадий Черкасов

Форум dancesport.ru: «Наши именитые спортсмены вынуждены давать частные уроки, чтобы заработать деньги на участие в турнирах. И сами берут за рубежом уроки, естественно, платные, дабы поддержать свой рейтинг. Между тем президент ФТСР Дорохов, который всерьез никогда не занимался танцами, возглавляет судейский корпус на престижных международных турнирах в России…»

— Как обстоит дело на международных турнирах?

— Я лично видел изумленные лица танцоров мирового топа, которые приехали в Москву на чемпионат Европы. Тогда в присутствии президента ФТСР Дорохова в тройку лучших протаскивали российскую пару. Все видели, что наши танцоры тянули лишь на 5–6-е место, но никак не на первое. Российскую пару пролоббировали. Причем наши танцоры сами с хохотом встречали высокие результаты, которыми наградили их судьи. На международном уровне все решается по принципу: ты — мне, я — тебе. Например, сегодня немцы продвинули российскую пару, а на чемпионате в Германии мы отблагодарим их достойной оценкой. Дело в том, что на высшем уровне все пары равны. Кто лучше из финалистов, определить сложно. Грань тонкая. А так как в танцах нет объективного судейства, срабатывает политика — насколько четко президент федерации будет отстаивать свои интересы.

— Выходит, бороться за беспристрастное судейство в танцах бесполезно?

— Надо растить институт независимого судейства. Сейчас Международная федерация танцев меняет правила судейства, но система остается прежней. Танцы по-прежнему судят тренеры. Видимо, нужно брать пример с футболистов, где матчи оценивают рефери…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру