Российский футбол в последние годы стал играть особую роль в жизни общества, стал мощным ресурсом для интеграции людей, находится в фокусе постоянного внимания СМИ. При этом российский футбол является крупной индустрией, в которую тем или иным образом интегрированы сотни тысяч граждан. Но несмотря на это сегодня фактически нет ответа на базовые внутренние и внешние вызовы.
Возрастающее внимание общества и СМИ одну за другой обнажает застарелые проблемы, которые не решались десятилетиями: отсутствие толерантности и цивилизованной культуры, управления, методик; детский и любительский футбол, инфраструктура, инвестиционная среда, наличие “серого сектора” и многое другое. При этом, несмотря на огромный интерес россиян к футболу, практически не существует влиятельных публичных площадок для их обсуждения.
Пойдем по порядку.
Мы планируем вложить миллиарды долларов в строительство крупнейших современных стадионов по всей стране. Но задумываемся ли мы над вопросом: а кто будет на эти стадионы ходить? Почему сегодня практически невозможно посещать наши футбольные арены с маленькими детьми, в семейном кругу?
Неприкрытый расизм, фашистские проявления, открытые призывы к национальной розни, хулиганство и матерщина — это не криминальные сводки, а реальная обстановка на футбольных стадионах России.
Необходимо признать: существенная часть нового поколения фанатов понимает футбол через конфронтацию, через силовое противостояние. Эти тенденции были и в 90-е годы, но сегодня они усилились. И сейчас мы сильно рискуем, так как следующее поколение болельщиков может сформироваться вообще без понимания ценностей — только примитивного кода “свой—чужой”.
Мне скажут: “Вы сгущаете краски, не надо придавать отдельным эпизодам статус общей тенденции”. Но факты говорят сами за себя, вот лишь самые резонансные события из этого ряда.
Никогда ранее чемпион мира, столь легендарный и титулованный футболист, как бразилец Роберто Карлос, не играл в российском чемпионате. И неудивительно, что постыдная расистская выходка с демонстрацией в его адрес банана вызвала крупный международный скандал и может нанести серьезный ущерб репутации российского футбола. Впрочем, банан на наших трибунах фигурирует уже не в первый раз — его изображением “провожали” Питера Одемвингие в “Вест Бромвич”…
А теперь просто перечислим позорные эпизоды лишь за последние 3—4 года.
2006 год. Ярославль. Матч чемпионата России “Шинник” — “Спартак” (Москва). На трибуне, занятой спартаковскими фанатами, подняли плакат со свастикой.
2007 год. Самара. Матч “Крылья Советов” — “Спартак” (Москва). После выхода на поле в составе “Спартака” бразильского нападающего Веллитона над фанатским сектором были развернуты два баннера: “11-й номер только для Тихонова” и “Monkey, go home” (“Обезьяна, убирайся домой”).
11 ноября 2008 года. Санкт-Петербург. Матч “Зенит” — “Динамо” (Москва). Болельщиками “Зенита” развернут баннер, оскорбляющий память великого вратаря сборной СССР и московского “Динамо”, лучшего вратаря в истории футбола Льва Ивановича Яшина.
5 апреля 2009 года. Москва. Матч “Спартак” (Москва) — “Спартак” (Нальчик). Фанаты сложили из листов бумаги оскорбительное слово, направленное на разжигание национальной ненависти по отношению к болельщикам команды-соперника.
26 апреля 2009 года. Казань. Матч “Рубин” — “Спартак” (Москва). Фанаты столичного клуба растянули на трибуне баннер со свастикой и подписью: “С юбилеем, дедушка! 120” (имеется в виду Гитлер).
13 мая 2009 года. Химки. Матч полуфинала Кубка России по футболу “Динамо” (Москва) — ЦСКА. При касании мяча темнокожим игроком Муссой Маазу фанаты имитировали звуки, схожие с криком обезьяны...
Вы спросите: как на эту возмутительную ситуацию реагирует РФС? Да в лучших традициях отечественной бюрократии — или никак, или отписками и смехотворными штрафами.
Сегодня РФС — структура, стремительно превращающаяся из общественной организации в бюрократическое учреждение с традиционным для него набором характеристик: закрытость, непрозрачность, монополизм в принятии решений. РФС движется в сторону изолированности от реальности.
В одной, “официозной реальности” мы видим благостную и активно пропагандируемую РФС картину российского футбола — огромные инвестиции, громадные будущие стройки, с каждым днем растущие сметы и бюджеты, т.н. “эффективный менеджмент” в управленческих структурах, звезды-легионеры, кодексы чести и т.п.
19 апреля президент РФС Сергей Фурсенко в очередном своем программном интервью в очередной раз поверг футбольную общественность в шок целым рядом своих высказываний.
Первое: “…Блестящий результат сборной России”. Мы все любим нашу национальную команду, но это никак не соответствует реальности — ни по игре, ни по результату, ни по атмосфере в команде. Более того, не виден не только прогресс, но и общий стратегический вектор, согласно которому сборную готовит ее главный тренер.
Второе: “…Сценария, по которому Россия не попадет на Евро, не существует”. Признаюсь, таких оценок ожидаешь разве что от молодого фаната, но не от главы РФС. В сегодняшних условиях у нас нет никаких оснований для столь категоричных выводов. Обыгрывать любую команду “под заказ” сейчас не по силам никому в мире — ни Бразилии, ни Аргентине, ни Германии… Мировой футбол стал другим. Зато такая самоуспокоенность может передаться нашим футболистам.
Третье. Отвечая на вопрос, почему Андрей Аршавин по-прежнему носит капитанскую повязку, несмотря на не самую удачную игру, глава РФС заявил, что “он уважаемый в команде человек”.
Воображение невольно рисует нездоровые сюжеты внутренней атмосферы в национальной сборной. В таком случае предлагаю пойти дальше — поделить сборную на классы и страты: высший слой, средний класс, чернорабочие и т.д. И именно по таким критериям определять состав. Интересно, а сам-то Аршавин знает, что его уважают? Смех сквозь слезы…
Но есть и другая, неофициозная реальность.
Например, серьезный и непростой разговор — об экономике российского футбола. Точнее, его псевдоэкономике. Раскручивается настоящий финансовый маховик — кто больше? Бюджеты, зарплатные ведомости и различные бонусы достигли заоблачных высот. И все эти “мешки денег” падают на неподготовленную почву. Суммы-то просто колоссальные, в том числе и для европейского рынка. Но есть ли в России в сфере футбола реальная инвестиционная среда?
Во что инвестирует бизнес? Есть ли инфраструктура для инвестиций? Ответ неутешителен: бизнес посредством футбола вкладывается в репутацию, в имидж, формирует “социальную ответственность”, следует моде и т.д., но инвестиций в наш футбол как собственно в бизнес фактически нет.
Российский футбол абсолютно непрозрачен для общества. Провести осмысленный анализ какой-либо резонансной ситуации, даже исследовав множество СМИ, практически невозможно. Это связано с беспрецедентной структурной закрытостью всего российского футбола.
Уже который год я призываю к одному и тому же: устранению из футбольной жизни проявлений “двойной морали” и изменению приоритетов — от принципа доминирования неформальных коммуникаций к открытым демократическим процедурам.
На мой взгляд, сегодня очевидна необходимость интеграции футбольного сообщества — сплочения здоровых сил нашего футбола вокруг единой цели — создания к 2018 году цивилизованной конкурентной прозрачной футбольной инфраструктуры в стране.
Российский футбол в 2018 году — каким он должен быть?
Есть ли смысл рассуждать о том, будем ли мы чемпионами мира, выйдем в финал, полуфинал и т.д.
Возможно, мы не будем первыми, но гораздо важнее, чтобы мы были с новой системой футбольной организации и цивилизованными отношениями, с эффективными современными институтами внутри футбольной сферы. С развитым конкурентоспособным национальным чемпионатом и стабильной национальной сборной.
Только тогда мы сможем смело сказать себе: Россия готова провести лучший чемпионат мира в истории.